Психолого педагогическая характеристика семьи образец - Рекомендательное письмо - Документы - Обращение в суд
Вторник, 06.12.2016, 11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Документы | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Устройство на работу [62]
Властные указания [4]
Рекомендательное письмо [66]
Сделки [106]
Арендные отрношения [28]
Письма в суд [49]
Прошения и ходатайства [10]
Трудовые правоотношения [67]
Деловые письма [55]
Подтверждающие документы [79]
Как правильно пишется [153]
Поручение и делегирование [53]
Претензионные письма [29]
Письма [54]
Протоколы [104]
Организация предприятия [31]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 136
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

ОБРАЩЕНИЕ В СУД
Главная » Статьи » Рекомендательное письмо

Психолого педагогическая характеристика семьи образец

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида

План составления психолого-педагогической характеристики

на обучающегося с ОВЗ

города Обнинска

Психолого-педагогическая характеристика

Ф.И.О.

1. Информативные сведения. Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес местожительства.

Сведения о семье (краткая информация о родителях: Ф.И.О. место работы, должность).

Социально – бытовые условия семьи. Отношение родных к ребёнку. Откуда прибыл в школу, в какой класс зачислен.

2. Психологические особенности обучающегося.

Особенности психомоторного развития (общая, мелкая моторика, координация движений).

Особенности восприятия. Уровень сформированности слухового и зрительного восприятия. Особенности внимания (устойчивость, переключаемость). Зависимость внимания от характера деятельности.

Пространственные представления (ориентировка в пространстве, ориентировка на листе бумаги).

Временные представления (последовательность времен года, месяцев, дней недели).

Особенности памяти. Преобладающий тип памяти. Характер воспроизведения учебного материала (объём, точность, прочность).

Характеристика мышления. Тип и темп мышления. Особенности осмысления причинно-следственных связей, временных, пространственных зависимостей. Умение пользоваться схемами и условными таблицами.

Особенности речевого развития. Понимание речи. Уровень речевого развития. Наличие нарушений звукопроизношения. Фонематический слух. Связная устная речь.

Личностные особенности:

- особенности эмоциональной сферы – преобладающее настроение. Адекватность и выраженность эмоциональных реакций

- волевые особенности – способность к целенаправленным действиям и контролю за своими поступками

- критичность в оценке своих поступков и поведения окружающих

- характерологические черты, наличие патологических черт (лживость, воровство…)

3. Особенности учебной деятельности. Сформированность учебных навыков:

Математика

- вычислительный навык

- навык решения задач

- характерные ошибки.

Чтение:

- темп чтения

- способ чтения

- понимание прочитанного

- навык работы с текстом

- характерные ошибки.

Поведение на уроках, наличие интереса к учебному материалу. Понимание инструкции учителя, воспринимаемой на слух и прочитанной самостоятельно. Отношение к своим ошибкам, умение планировать свои действия, способность продуктивно использовать помощь учителя, способность переноса на аналогичные задания. Темп работы, работоспособность. Умение самостоятельно выполнять задания, умение работать в группе.

4. Особенности трудовой деятельности.

Уровень развития трудовых навыков, оценка самостоятельно изготовленных изделий, отношение к общественной работе.

5. Особенности внеучебной деятельности. Наличие интересов и склонностей, в каких видах деятельности обучающийся наиболее продуктивен, особенности его творческой деятельности.

Составитель: заместитель директора по коррекционной работе Трубникова Ю.В.

психологические характеристики. Где можно найти пример психологической характеристики дошкольника или возрастной группы?

Kolibry Гений (92157) 5 лет назад

Психолого-педагогическая характеристика

воспитанника _____ группы _____ детского сада.

1. Общие сведения о ребенке:

Ф. И. О.

Дата рождения

Домашний адрес

Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада). были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.

2. Характеристика семьи:

Ф. И. О. родителей, год рождения, место работы.

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит.

4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застенчивый, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков навыки рисования (дом, дерево, человек и др.). лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.) изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу)

7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость преобладающее настроение поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т. д. умение подсинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Похожие вопросы

Психолого-педагогическая характеристика

Психолого-педагогическая характеристика

Содержание:

Принципы построения психолого-педагогическая характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности.

Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908).

Таким образом, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений. примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.

Принципы проведения психолого-педагогического исследования

Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование "Не навреди!". Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.

Принцип комплексности . системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.

Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным услови- ем их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо..

Психологическая характеристики учащегося -

структура.

I. Общие сведения об учащемся: возраст, класс, школа, состояние здоровья, внешность (краткий словесный портрет). Методы: беседа (с учеником, учителем, школьным врачом), изучение школьной документации, наблюдение.

II. Условия семейного воспитания: состав семьи профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, де- душек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.

Методы и методики: изучение школьной документации, беседа с учащимися ("коллизии"), учителем, родителями опросник Э.Эйдемиллера и В.Юстицкого для изучения стиля родительского воспитания прожективный тест-рисунок "Моя семья" и его варианты ("Семья зверей", "Кто чем занимается") детский вариант ТАТ, "Цветопись" ("Какого цвета каждый член семьи") неоконченные предложения (устный вариант).

III. Деятельность младшего школьника.

1. Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для перво классников) мотивы учения и учебные интересы отношение к школе, учению и отметкам учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки) активность, любознательность, прилежание наличие "школьной тревожности".

2. Игровая деятельность: место в жизни учащегося преобладающие и любимые игры предпочтительные роли в них взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.

3. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения) мотивы, отношение к труду активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками роли и функции в совместной трудовой деятельности.

4. Общение. потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность) общение со взрослыми, сверстниками и младшими общение с детьми своего и противо- положного пола.

Методы и методики: наблюдение за учащимися в различных видах деятель- ности и анализ продуктов деятельности беседа сочинения "Мой класс", "Моя семья" и аналогичные рисунки анкетирование для изучения учебных интересов и мотивов деятельности.

IV. Учащийся как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество учащихся, соотношение мальчиков и девочек, формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива) место учащегося в формальной и неформальной структурах группы осознание своего положения в классе и удовлетворенность им потребность быть членом коллектива потребность в признании авторитет (на чем основан) отношение к массовидным явлениям в классе.

Методы и методики: наблюдение, беседа, социометрия и ее варианты для младших школьников (метод выбора в действии, "Ракета" и т.п.) сочинение и рисунок "Мой класс", цветопись (по А.Лутошкину) прожективный тест "В шко- лу и из школы".

V. Структура личности учащегося.

1. Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип на- правленности (общественная, личная, деловая) интересы (преобладающие инте- ресы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности профессиональные и личностные интересы) мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения.

Методы и методики: анкетирование, беседа, диагностика типа направленно- сти методом попарного сравнения, "Глазомер", "Цветик-семицветик", неокон- ченные предложения.

2. Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации. Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, рисунок человека, рисунок фантастического существа, цветовой тест Люшера. обобщение независимых характеристик.

3. Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность). Методы и методики: наблюдение, беседа, анализ документации и продуктов деятельности "Кто я?", рисунок человека, модифицированные методики С.Будасси, Т.Дембо - С.Рубинштейна, В.Шур, детский вариант ТАТ.

4. Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция. Методики: Ф.Хоппе, моторная проба Шварцландера, десткий вариант ТАТ, "Кубики".

5. Способности: общие, специальные, одаренность как и в каких формах развиваются. Методы и методики: анализ документации и продуктов деятельности, наблюдение, беседа, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, рисунок человека (до 10 лет).

6. Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ри- гидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении.

Методы и методики: наблюдение, методика Лейтеса (уравновешенность нервной системы), рисунок человека.

VI. Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.

Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности корректурная проба Бурдона, красно-черная числовая таблица Ф.Горбова, тахистоскопическая методика и ее модификация.

VII. Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность восприятие времени и пространства, восприятие человека наблюдательность.

Методы и методики: наблюдение, задание описать предмет или человека, изучение точности глазомера методом средних ошибок изучение скорости и точности восприятия (методика П.Кеэс).

VIII. Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.

Методики: диагностика ведущего типа памяти, выявление объема оператив- ной, кратко- и долговременной памяти изучение логической и механической памяти, изучение опосредованного запоминания методом пиктограмм, изучение влияния на непроизвольное запоминание эмоциональной окраски информации.

IX. Мышление: уровень развития видов и операций самостоятельность, гиб- кость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность влияние на успеваемость.

Методы и методики: наблюдение, анализ продуктов деятельности, детский вариант шкалы прогрессивных матриц Равена, определение понятий методика Лачинса (ригидность мышления) методики А.Зака (уровень развития теоретиче- ского мышления) сравнение понятий "4-й лишний", классификация (операции мышления) изучение скорости протекания мыслительных процессов методом заполнения недостающих в словах букв изучение понимания учащимися прин- ципа сохранения (феномены Ж.Пиаже).

X. Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности содержательность и понятность логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых "штампов" выразительность, эмоциональность половые особенности уровень развития устной и письменной речи.

Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. XI. Воображение: воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, конвергентность, гибкость, беглость, самостоятельность, обобщенность, эмоциональность уровень развития креативности личности.

Методики: "Круги" (А.Лук, В.Козленко), "Дорисовывание фигур" (Э.Торренс-О.Дьяченко), "Сочинение на тему. " ("Сказка про. "), фантастиче- ское существо сочинения и рисунки на свободную тему.

XII. Чувства и эмоции . преобладающие эмоциональная возбудимость и нестабильность склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха отношение к педагогическим воздействиям доминирующие эмоции в межличностных контактах склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности фрустрационная толерантность. Методы и методики: наблюдение, детский вариант рисуночного теста Розенцвейга.

XIII. Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек. Методы и методики: наблюдение, изучение уровня развития волевых привы- чек ребенка (В.Юркевич), изучение процесса психического пресыщения (А.Карстен).

XIV. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития учащегося, соответствие возрастным особенностям, необходимость психолого- педагогической коррекции и ее пути, кому адресованы рекомендации вклад студента в формирование личности младшего школьника.

Психолого-педагогическая характеристика (образец).

Скачать с Depositfiles

Еще на тему "Психологическая характеристика":

Психолого-педагогические проблемы современной семьи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Социальная адаптация как психолого–педагогическая проблема. Развод родителей и его причины. Характеристика разведенной семьи. Работа педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста из разведенных семей. Типы социальной адаптации.

дипломная работа [157,0 K], добавлен 16.12.2013

Психолого-педагогические проблемы родителей первоклассников, их типы и направления исследований. Диагностика психолого-педагогического сопровождения родителей первоклассников, разработка соответствующего проекта и оценка его практической эффективности.

курсовая работа [326,2 K], добавлен 20.10.2014

Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

курсовая работа [66,0 K], добавлен 14.02.2011

Характеристика мотивов усыновления и задачи программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению. Факторы динамики процесса адаптации родителей и ребенка-сироты. Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям.

реферат [16,5 K], добавлен 23.11.2010

Особенности влияния развода родителей на развитие тревожности у подростка. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы. Характеристика ненормативного кризиса семьи. Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 07.04.2015

Проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Типы данных, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

лекция [14,7 K], добавлен 31.08.2007

Проблема психолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младших школьников. Формы и причины школьной дезадаптации. Роль учителя и значение семьи, методики, использованные при выявлении особенностей адаптации младшего школьника.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 24.06.2010

Проблема роли семьи в воспитании ребенка в психологии. Особенности развития ребенка в однодетной молодой семье. Формы и методы работы с семьей, воспитывающей первого ребенка. Психолого-педагогические рекомендации семье в период появления первого ребенка.

дипломная работа [259,0 K], добавлен 25.03.2014

Психологические особенности семьи. Формирование личности ребенка как психолого-педагогическая проблема. Эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности. Рекомендации по эффективному развитию личности в условиях семейного воспитания.

дипломная работа [564,0 K], добавлен 17.07.2012

Формы психолого-педагогической работы с семьей, ожидающей ребенка, направления и приемы реализации данного процесса, оценка его практических результатов. Методы психолого-педагогической работы с будущими родителями, коррекция их целей и поведения.

реферат [19,8 K], добавлен 18.06.2012

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Россия вступила в сложный период социально-экономических, политических преобразований, которые сопряжены с увеличением ряда проблем социального плана (рост безработицы, ухудшение материального положения, падение показателя рождаемости, обострение проблем в семье), связаны с разрушением привычных форм жизни, сложившегося семейного уклада. За годы преобразований существенные изменения произошли и в системе образования. В результате семья практически оказалась предоставлена самой себе, обреченная на выживание как в физическом, так и психологическом плане. Малообеспеченность многих семей вместе с низкой педагогической культурой родителей (безответственным отношением к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в разрешении проблем семейного воспитания) и неподготовленностью к изменению социальной ситуации развития ребенка негативно отражается на личностном, нравственном здоровье подрастающего поколения.

П ериод поступления ребенка в школу

Специалисты образовательных и воспитательных учреждений, несмотря на имеющиеся проблемы, придают огромное значение работе с родителями и понимают, что воспитание невозможно осуществить в одиночку, без взаимодействия с родителями, без формирования чувства ответственности, мотивированности родителей на полноценное воспитание своего ребенка. Становится очевидным, что в последнее время общество испытывает постоянно растущую потребность в работе с родителями. Эта проблема приобретает особое значение и становится актуальной. Кроме того, многие исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей (М.Лютер, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель). Встает вопрос о направлениях работы с родителями в один из переломных периодов жизни семьи - в ситуации поступления ребенка в школу.

Среди различных направлений работы с родителями необходимым звеном в системе мер, связанных с повышением у родителей будущих первоклассников педагогических знаний и умений, является дифференцированный подход при организации работы с родителями. Для осуществления данного подхода к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми, по мнению Т.А.Данилиной и Н.М.Степиной, являются:

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогическим коллективом и родителями

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям

учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы

взаимосвязь разных форм работы с родителями

одновременное влияние на родителей и детей

обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Целесообразно организованное взаимодействие педагогического коллектива, в том числе психолога, и родителей осуществлять поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Специалист должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между всеми субъектами педагогического процесса (воспитателями, учителями, социальными педагогами, психологами и родителями). Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах, необходимость самосовершенствования. Другой задачей взаимодействия специалистов и родителей становится вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, их усвоение непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Специалисты и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие специалистов образовательных учреждений и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Для эффективного выполнения перечисленных функций необходима четкая организация этого взаимодействия, которая предполагает:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и подготовке их к школе

группировку семей на основании разной выраженности показателей готовности родителей к поступлению ребенка в школу при первоначальной диагностике

составление программы совместных действий педагога, психолога и родителей

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности по подготовке ребенка к школе.

Для того чтобы контакт с родителями был успешным и взаимоинтересным, специалистам необходимо тщательно ознакомиться с семьями, а это, прежде всего, учёт социального статуса семьи дошкольника. В настоящее время выделяется четыре статуса семьи: социально-экономический, социально-психологический, социально-культурный, социально-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, её положение в определённой сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, то есть представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе её адаптации в обществе.

Компоненты социальной адаптации семьи

Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом. Первый компонент социальной адаптации - материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение. Социальный педагог составляет социальный паспорт семьи, где указывается её экономический статус, что немаловажно для дифференцированного подхода при работе с родителями дошкольников.

Второй компонент социальной адаптации семьи -- ее психологический климат, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально-психологического климата: благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи. Неблагоприятный психологический климат в семье имеет место в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости. Семья может находиться в промежуточном состоянии, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены и не имеют хронического характера, которое расценивается как удовлетворительное. В этом случае социально-психологический статус семьи считается средним. Уровень психологического климата семьи - еще один важный компонент для дифференцированного подхода в работе с родителями.

Третий компонент - социокультурная адаптация, которая является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень культуры семьи предполагает тот факт, что семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями, семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности членов семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья в целом ведет аморальный образ жизни. Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, семья не осознает проблемы, не проявляет активности в направлении его повышения. Четвертый компонент - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку наблюдается концентрация на его проблемах - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему показатель ситуационно-ролевой адаптации интерпретируется как низкий. Таким образом, изучение социального статуса семьи может являться одним из направлений оказания помощи родителям.

Схема, разработанная М.А.Галагузовой, содержит три основных аспекта социально-педагогической помощи семье: образовательный, психологический и посреднический [3]. Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Образовательная помощь включает в себя два направления в работе социального педагога: помощь в обучении и в воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи и акцентирования совместной деятельности специалистов и семьи. Для этого организуется просвещение родителей по проблемам формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми, проводятся практические занятия, способствующие упорядочению в значительной мере быта семьи, расширению запаса знаний по общению с ребенком в различных видах деятельности. Действительно, в последнее время одной из основных задач специалистов образовательных и воспитательных учреждений стало педагогическое просвещение семей, где растут дети. И эта задача ещё раз определяет огромную роль сотрудничества специалистов с родителями. Психологи и педагоги сегодня почти уверены в том, что от педагогической грамотности родителей и их просвещённости в психологии, их личностной готовности зависит успех ребёнка в обучении, в общении и в готовности детей к обучению в школе.

Педагогическое просвещение родителей

Педагогическое просвещение родителей за рубежом большинство исследователей называют социальной профилактикой социализации. В соответствии с этим строится и работа с родителями. Основным принципом здесь является ориентация на права ребенка, на демократический стиль общения с ним, диалогичность. Многие педагоги подчеркивают, что современные родители продолжают говорить с ребенком с позиции превосходства и власти, не осознавая, что дети слушают их с позиции равенства. Это приводит к конфликтам и непониманию между ними. Однако возникает опасность чрезмерного детоцентризма, что заставляет ученых четко разделять права ребенка и ответственность родителя. Демократия ими понимается не как полная свобода (анархия), а как сочетание свободы и порядка. Демократическая направленность воспитания включает такие ограничения, в рамках которых дети ощущают свободу. Их право выбирать ограничено теми сферами жизни, где возраст, опыт и подготовленность позволяют им сделать ответственный выбор. Нам эта трактовка демократичности в отношениях представляется наиболее удачной (О.К.Кристенсен, К.Р.Томас).

Образовательные программы носят разный характер: реже - это информационно-познавательный (просмотр видеофильмов, слайдов, чтение и обсуждение литературы), чаще они предусматривают обмен жизненным опытом, семинары, тренинги. Критикуется излишне теоретизированная подача материала, вредными признаются неконкретные сентенции типа «Будьте отзывчивы!» или «Надо быть более внимательным к детям», так как ведут к гипертрофии чувства вины, беспокойства и самоуничижению родителей. Следует отметить, что рекомендации часто представляют собой именно такое «обучение», а родителей обвиняют в неспособности выполнять рекомендации.

Выделяя культуру родителей как важный компонент воспитательного потенциала семьи, в частности в период поступления и подготовки ребенка к школе, большинство авторов обращается к понятию педагогической культуры родителей (М.М.Богомолов, И.В.Гребенников, Е.Н.Наседкина и др.) и представляют ее по-разному. В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура определяется как «основа собственно педагогической деятельности отца и матери, которая помогает избежать ошибок в воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях». В статье обозначаются четыре компонента педагогической культуры родителей:

гносеологический компонент родительской культуры, сообразно которому родители должны обладать знаниями по социологии, физиологии, психологии детей, знаниями о целях, средствах, способах и результатах педагогической деятельности

операциональный компонент, соответственно которому родители должны обладать определенными умениями, позволяющими применять методы воспитания

аксиологический компонент, показывающий любовь родителей к детям и значимость родительства для них

креативный компонент педагогической культуры родителей, проявляющийся в творческом использовании имеющихся у них знаний и умений в воспитательной деятельности.

В.Я.Титаренко определяет педагогическую культуру родителей как «совокупность специфических «механизмов» и средств, использование которых делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными требованиями». Специфические механизмы воспитательных целей и способов их достижений включаяют определенные знания в области наук о воспитании, то есть соответствующую сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и других знаний, а также умения и навыки их реализации в жизни. Кроме того, в педагогическую культуру родителей исследователь включает их педагогическое мастерство, то есть педагогический такт, умение быть чутким, справедливым и разумно требовательным к своим детям, а также владение педагогической техникой, наблюдательностью, способностью прогнозировать развитие ребенка, предвидеть его будущее. Сюда же автор относит методы и средства воспитания.

Е.В.Бондаревская видит в педагогической культуре качественную характеристику не только личности отдельных педагогов, родителей и других людей, занимающихся обучением и воспитанием, но и жизнедеятельности воспитательных отношений общества в целом. Педагогическая культура выступает частью общечеловеческой культуры, в которой «в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления личности)».

Согласно подходу И.В.Гребенникова, педагогическая культура родителей выступает их «педагогической культурностью, то есть совокупностью уровней педагогической подготовленности и развития определенных качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющихся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию детей». Как считает И.В.Гребенников, важной составной частью педагогического мастерства родителей является педагогический такт, вдумчивое, внимательное отношение к детям, умение быть чутким, справедливым, требовательным к ним. В процессе характеристики педагогической культуры родителей, автор упоминает и о таких качествах личности родителей, как общественная направленность, жизненный опыт, уровень образованности родителей, профессиональные, индивидуальные черты личности и т.д. Таким образом, можно говорить о личностном подходе к рассмотрению понятия педагогической культуры.

Автор исследований в области семейной социальной педагогики Т.В.Лодкина вводит понятие «психолого-педагогическая культура семьи». Она преломляет его через анализ семейного уклада, благоприятной психологической атмосферы в семье, степени зрелости родителей как воспитателей. Т.В.Лодкина определяет составляющие данного понятия, такие как специальные знания, родительские умения (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, проективные) и психологические позиции (целеполагание, определенный уровень развития интеллекта, эмоциональной сферы, психологическая способность к саморегуляции эмоций и поведения).

Как считает С.Н.Щербакова, настала необходимость четко определиться в терминологии и считать понятие «психолого-педагогическая культура родителей» определяющим.

Употребляя термин «психолого-педагогическая культура родителей», А.Т.Кокоева акцентирует внимание на его психологической основе.

Во-первых, любой педагогический способ, метод воздействия и взаимодействия с ребенком, любой шаг, предпринятый родителем при формировании и развитии личности своего ребенка, не может быть правомерным без знания закономерностей психического развития ребенка без понимания ребенка, его психического отправления, а равно и знания его индивидуальных свойств. Хорошо известно, что, не зная психического развития ребенка, родители могут ежеминутно встать в тупик перед проявлением той или иной черты поведения ребенка, не сумеют найти причины данного поступка и упустят из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с методами и средствами своего воспитательного влияния. Ярким примером тому может служить степень адекватности предъявляемых родителями требований и объективных способностей ребенка, особенно в период поступления ребенка в школу.

Во-вторых, каждый родитель должен понимать те мотивы, которые составляют основание каждого поступка ребенка, так как в случае его неадекватного обоснования родитель прибегает порой к недопустимым мерам наказания, нанося тем самым непоправимый вред детской психике.

В-третьих, родители должны быть именно психологически грамотными с тем, чтобы противостоять информации, полученной нередко от некомпетентных людей, чтобы противостоять тем неверным установкам, мифам и заблуждениям по поводу закономерностей психического развития ребенка, которые существуют в культуре наряду с научно-психологической системой взглядов. Известно, что причиной заблуждений и ошибок в воспитании часто служит сравнение своего ребенка с другими детьми, некритическое заимствование способов и методов воспитания без учета индивидуальных особенностей ребенка, без понимания закона неравномерности развития.

Таким образом, обоснование психологической сути родительской культуры, анализ научных исследований, посвященных данной проблематике, позволяет раскрыть содержательную сторону феномена психолого-педагогической культуры родителей.

По мнению А.Т.Кокоевой, более емким и содержательным понятием является «педагогическая культура родителей», которая выступает интегративным образованием, представляющим единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка.

Исследователь выделяет три основных структурных компонента психолого-педагогической культуры родителей:

- аксиологический компонент (тип родительского отношения к ребенку, способность родителя к саморегуляции, самоконтролю)

- информационно-содержательный компонент (знания о закономерностях

психического развития детей, индивидуально-типологических особенностей своего ребенка, о целях педагогической деятельности, методах и приемах воспитания) социальный адаптация семья педагогический

- операционально-деятельностный компонент (способы общения родителей с детьми, стиль родительского взаимодействия).

Важно подчеркнуть, что данная структуризация весьма условна, но она дает возможность для теоретического осмысления изучаемого явления и служит хорошим базовым материалом для его практического преломления.

В психологической помощи М.А.Галагузова предлагает рассматривать две составляющие: социально-психологическую поддержку и коррекцию межличностных отношений. Поддержка направлена на создание благоприятного психологического климата в семье, что является одним из главных условий интеллектуального развития ребенка-дошкольника. В разработанной А.Л.Александровой и А.В.Долгополовой методике родители обучаются использовать: методы повседневного делового, доверительного взаимодействия, включающие в себя метод убеждения методы обращения к чувству и к поступку навыки эффективного общения (Т.Гордон) стиль сотрудничества при решении конфликтов описание вместо оценки. С целью оказания психологической помощи родителям будущих первоклассников нами были выделены критерии личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу, включающие эмоциональный, волевой, когнитивный, организаторский, мотивационный, коммуникативный компоненты.

Психолого-педагогическая культура родителей

Высокий уровень личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу предполагает наличие следующих характеристик. Высокоразвитая способность к эмпатии, способность понимать другого, сопереживать ему, создавать эмоционально значимую обратную связь. Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Безусловная любовь к ребенку. Высокоразвитая способность контролировать собственные отрицательные эмоции в трудной ситуации. Неуклонное соблюдение принципа толерантности в отношении с ребенком, отсутствие чрезмерности волевых качеств. Способность к нахождению смысла деятельности в ситуации отсутствия мотивации стремление заниматься деятельностью ради деятельности, глубокие знания принципов личностно-ориентированного подхода глубокое понимание и знание индивидуально-типологических особенностей ребенка, его интересов и понимание проблем детей ориентация в оценке эффективности своей деятельности на мысли и чувства динамичная система оценки ситуации. Глубокое освоение системы транзактного анализа, применение ее для анализа общения с ребенком.

Способность к адекватной оценке ситуации, нахождению решений, исходя из анализа прошлого опыта, умение организовывать свою деятельность и деятельность ребенка как средство освоения ребенком организации собственной деятельности. Родители умеют организовать совместные действия с ребенком и получают удовольствие от процесса совместных действий с ребенком гибкость поведения, последовательность в действиях, в поведении, в требованиях. Способность родителей создавать условия для актуализации возможностей другого человека активная позиция родителей, желание взаимодействовать с педагогическим коллективом, принятие ответственности за развитие ребенка, яркий интерес к делам ребенка, посещение родительских собраний и индивидуальных консультаций. Потребность в личностном росте, преодоление трудностей путем самосовершенствования, целенаправленное овладение опытом эффективного воспитательного воздействия, ориентация на творческий поиск в решении проблем. Наличие навыков активного слушания и умение их адекватно применять, регулярный телесный контакт. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на праве детей на свою независимость и самостоятельность. Родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию, не дают готовых решений, необсуждаемых указаний, способны отойти от стандартных решений, предложить новый подход в решении задачи, адекватный условиям и целям.

Для эффективного осуществления психологической помощи необходимо наличие диагностического компонента. Например, могут быть использованы методика РАКУ - для изучения родительско-детских отношений, фильм-тест Рене Жиля - взгляд на семью глазами ребенка, методика «Лев», «Лодка» - для определения уровня развития децентрации, методика «Эта бумага белая» - для диагностики критичности, тесты определения уровня субъективного и волевого самоконтроля (УСК, ВСК), тест-опросник самоотношения личности В.В.Столина, Р.Л.Пантилеева, стандартизованное наблюдение за выполнением родителями и ребенком совместной деятельности.

Посредническая помощь состоит из двух составляющих: организации и информирования. Социальный педагог оказывает помощь в организации семейного досуга, знакомства с опытом других семей, семейных праздников, конкурсов, привлечения детей в разные кружки по интересам.

Информационная помощь проводится в форме консультирования родителей по различным вопросам, в частности готовности ребенка к школьному обучению.

Помимо группового и индивидуального консультирования к современным видам оказания помощи родителям относят психотерапию (Джинотт). Как правило, в первом случае решаются проблемы относительно благополучных семей, в которых конфликты носят эпизодический характер индивидуальное консультирование помогает в более сложных случаях, а при ситуации, когда установки и восприятие родителей сильно искажены, необходима работа с психотерапевтом.

Задача организаторов работы с родителями - определить, в каком виде помощи нуждается родитель, иначе его деятельность заведомо будет неэффективной. На эффективность работы специалистов с семьей будут оказывать влияние недостатки сотрудничества с семьей, среди которых самыми распространенными являются следующие: 1) специалисты не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы 2) содержание работы с родителями недостаточно дифференцированно 3) при выборе методов сотрудничества специалисты не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей 4) довольно часто специалисты используют лишь коллективные формы работы с семьей. Причины этого разнообразны: недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, их потребностей, особенностей воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. Результаты наших наблюдений показывают, что у отдельных специалистов недостаточно развиты коммуникативные умения, необходимые для работы с родителями дошкольников. В связи с этим сегодня одним из важных моментов в направлениях работы с семьей становится систематическая работа по повышению уровня знаний, умений и навыков психологов и педагогов в области сотрудничества с семьёй.

Заключение

Повышение педагогических умений специалистов включает планирование работы с родителями самообразование специалистов педагогический опыт консультации и семинары со специалистами и педагогами. Вопросы направлений работы с родителями необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации специалистов, в первую очередь психологов и социальных педагогов, уровень их педагогического мастерства определяют отношение родителей к выдвигаемым специалистами требованиям.

Таким образом, в зависимости от содержания деятельности субъектов оказания помощи родителям, в том числе в период поступления ребенка в школу, можно выделить два взаимосвязанных направления работы с родителями: социально-педагогическое и психологическое. Субъектами помощи семье в период поступления ребенка в школу являются социальный педагог и психолог соответственно. Каждый из них выполняет собственные функции, реализуя содержание своей профессиональной деятельности. В частности, деятельность социального педагога включает формирование педагогической культуры родителей будущих первоклассников и их педагогическое просвещение, а деятельностью психолога является формирование личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу.

Список литературы

1. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру / Е.В.Бондаревская. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2008.

2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А.Галагузова. - М. 2009.

3. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников ДОУ / Т.АДанилина, Н.М. Стёпина. - М. 2008.

4. Кокоева, А.Т. Формирование педагогической культуры родителей: дис. канд. пед. наук./ А.Т. Кокоева. -- М. 2009.

5. Магомедов, Н.М. Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: проблемы, перспективы / Н.М. Магомедов. - Самара, 2007.

6. Маленкова, ЛИ. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями) / ЛИ. Маленкова. - М. ТОО «ИнтелТех», Правление о-ва «Знание» России, 2004.

7. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: опыт работы я/с №66 г. Тамбова, 2005.

8. Основы психологии: практикум / ред. - сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

9. 10.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Говолей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб. Речь, 2010.

10. Семейное воспитание: краткий словарь. - М. Педагогика, 2010.

11. Черкасова, О.В. Современная семья: проблемы и перспективы развития / О.В.Черкасова. - Самара: Самарский университет, 2009.

12. 13.Щербакова, С.Н Формирование психолого-педагогической культуры родителей: дис. канд. пед. наук. /С.Н.Щербакова.- М. МПГУ, 2008.

Психолого-педагогическая характеристика ученика из полной семьи (на примере учащегося СОШ № 26 г.

Источники: sad-zolushka.edusite.ru, otvet.mail.ru, 5psy.ru, knowledge.allbest.ru

Категория: Рекомендательное письмо | Добавил: nalivfed (10.06.2015)
Просмотров: 1060 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2016