Образец психолого педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста - Рекомендательное письмо - Документы - Обращение в суд
Воскресенье, 04.12.2016, 23:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Документы | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Устройство на работу [62]
Властные указания [4]
Рекомендательное письмо [66]
Сделки [106]
Арендные отрношения [28]
Письма в суд [49]
Прошения и ходатайства [10]
Трудовые правоотношения [67]
Деловые письма [55]
Подтверждающие документы [79]
Как правильно пишется [153]
Поручение и делегирование [53]
Претензионные письма [29]
Письма [54]
Протоколы [104]
Организация предприятия [31]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 134
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

ОБРАЩЕНИЕ В СУД
Главная » Статьи » Рекомендательное письмо

Образец психолого педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

Предлагается образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста, рекомендуемый для предоставления на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК). При заполнении данного бланка педагогами ДОУ дается полная, объективная оценка особенностей развития и обучения конкретного ребенка (особенно, имеющего трудности в обучении), что информативно необходимо при предварительном документальном ознакомлении с особенностями развития ребенка специалистами ПМПК для формирования диагностической гипотезы.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Изменение экономических, политических, социальных условий привели к тому, что возникла острая потребность изучить психолого-педагогические и возрастные особенности детей. Рассмотреть их интересы, круг общения, условия жизни, выявить позитивные и негативные влияния. И так, познакомимся вкратце с некоторыми дошедшими до нас древними и современными периодизациями развития ребенка. Древняя китайская классификация отводила периоду «молодости» от 0 до 20 лет. Классификация возраста по Пифагору (6 в. до н. эры.) рассчитывалась от 0 до 20 лет как период становления и ассоциировалась с «весной». Классификация возраста жизни по Гиппократу (4 век до н. эры) считала «первым периодом» развитие ребенка от 0 до 7 лет. Современная возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом в г. Москве в 1965 году, разводит детей по временным порядкам в следующем варианте: новорожденный-1-10 дней, грудной возраст- 10 дней- 1 год, раннее детство- 1- 2 года, первый период детства- 3- 7 лет. Предложенные «стадии развития личности» Э. Эриксоном, включают в себя «первую стадию развития раннее младенчество от 0 до 1 года. «Вторая стадия развития» соотносится с поздним младенчеством детей от 1 года до 3 лет. «Третья стадия развития» отнесена к раннему детству около 3- 5 лет. «Четвертая стадия развития» ребенка соотносится со средним детством от 5-11 лет. Как очевидно, первичное гражданское воспитание или стадия адаптации от рождения до подросткового периода, представляет собой усвоение социального опыта общения с цветом в предметно-пространственной среде, некритическую адаптацию в цветовом пространстве, затем приспособление к общепринятым нормам применения цвета в жизнедеятельности человека и подражание взрослой деятельности с цветом в макро и микросоциуме. Так, общеизвестный психоаналитический подход (3. Фрейд), рассматривающий теорию психосексуального и психосоциального развития ребенка навел на мысль, что в свете позитивного гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде он может быть представлен как подход к исследованию особенностей половых предпочтений цвета. Когнитивный подход (Ж. Пиаже, Л. Кольберг), который во главе изучения ставит проблемы познавательных способностей личности, может быть представлен как подход к исследованию возможностей ребенка в освоении цвета в предметно- пространственной среде. Поведенческий подход (Д. Уотсон, Б, Скиннер), изучающий расширение репертуара поведения личности путем научения, может быть представлен как подход, рассматривающий поведение, в котором цвет отражает идейный замысел индивида. Гуманистический подход (А. Маслоу), изучает проблемы личностного роста, самоактуализации и саморазвития факторами цвета в предметно - пространственной среде. Деятельностный подход (П. П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), рассматривает развитие личности путем включения ее в различные виды деятельности с цветом предметно - пространственной среды. Системный подход, предполагает одновременное рассмотрение развития ребенка в цвето - пространственной среде со всех сторон, также помогает понять их взаимосвязь и взаимообусловленность. Интегральный подход, согласно которому наша психическая активность имеет несколько измерений, размерностей, аспектов уровней, инстанций может стать подходом, необходимым в исследовании образно - пространственных представлений о цвете в макро и микросоциуме. Как показывает практика работы, только теоретическое вычленение данных подходов еще не достаточно для того, чтобы в полной мере сопоставить возрастные особенности ребенка и, соответственно, его реальные практические возможности в освоении процесса гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде. В связи с чем, обратим внимание на стадии когнитивного развития, направленное на составление психолого-педагогической характеристики детей от рождения до двух лет. И так, раннее детство, в 3- 4 месяца, сензитивно к усвоению цвета предметно-пространственной среде. Но, не смотря на то, что особенно активно доминирует восприятие, оно только ограниченно наглядной ситуацией (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий и др.). Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир, решать простейшие познавательные задачи. Приведем в качестве примера наблюдения за ребенком 8 месяцев в процессе игры «в прятки» с яркими цветными предметами. Спустя некоторое время повторных манипуляций, ребенок легко определяет избранную им игрушку по цвету.

Общепринято считать, что младенцы до года имеют целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий или других геометрических элементов. Ученые Б.Т. Лихачев, И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий считают, что, воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, ребенок создает обобщенные образы предметов. В этом направлении психологами особое внимание придается разнообразию впечатлений, которые должны младенцу предоставить его родители. Другая сенсомоторная стадия развития детей от 1 года до 2 лет, представляет процесс формирования способности сохранять в памяти образ цвета предметов в окружающем его мире. В связи, с чем этот период достаточно благоприятен для организации познавательных первичных мероприятий, в которых цвет имеет первостепенное значение. С чем же он сталкивается чаще всего, прежде чем освоить «предметно - манипулятивную» деятельность (Е.Е. Кравцова)? Сегодня промышленность для детей предоставляет изобилие всевозможных игровых вариантов компьютерных моделей, действующих механических моделей, конструкторов, трансформеров, «головоломок» и других конструкторских моделей, отличающихся совершенным дизайном в цветовой гамме и форме от «традиционных» кубиков и пирамидок. Умение малыша переносить функции с одного предмета на другой, очень тесно связано с его психолого-педагогической характеристикой. Известный ученый Д.Б. Эльконин отмечал, что в развитии продуктивных видов деятельности, в том числе с цветом, можно выделить три этапа. На первом раннем возрастном этапе ребенок может осмыслить собственное творение, только после того как закончил над ним работать. В данном варианте присутствие или отсутствие необходимого цвета не влияет на творческую фантазию малыша. Далее, на втором этапе, середина дошкольного возраста, ребенок осознает продукт деятельности в процессе его изготовления, но зависим от материально - предметных средств. Например, такой ребенок не будет изображать задуманное, если отсутствует художественный материал необходимого цвета. На третьем этапе, к концу дошкольного возраста, дети независимы от материальных средств и строят собственную деятельность с цветов в зависимости от собственного желания, от творческого замысла.

Просмотреть динамику возрастного развития, для того чтобы наглядно представить рост детских способностей и, следовательно, его психолого-педагогическую характеристику, развивающуюся в процессе деятельности с цветом в предметно - пространственной среде явно недостаточно.

Необходимо сделать некоторую сравнительную аналогию развития детей, например, от 60-70 г. г. рождения и до 99-2000 г. г. рождения. В качестве частного примера, в 60-70 годах организация игры в цветные кубики, пирамидки, мозаики, воздушные шары, книжные раскраски, кинопроектор для детей и т.д. позволяла, как правило, освоить детям в пределах 6-12 различных вариантов цвета.

Причем, цвет игрушечных моделей или их образов в иллюстрациях максимально был приближен к естественному их цвету в природе. В 80-90 годы, в дополнение к предыдущим цветам, в игровых экспозициях использовалось не более 12- 24 дополнительных сочетаний цвета.

Особенно красочны были различные изделия для детей из синтетической продукции, причем окрас изделий резко отличался от их естественного цвета в природе.

В 2000 году - видео игровые приставки, компьютерные игры позволяют освоить детям неограниченное число цветовых сочетаний.

Новое поколение уже на раннем этапе своего развития стремительно осваивает новейшие технологии, предназначенные для детей и, соответственно, требует от специалистов в области социально-педагогической и психологической направленности совершенствования специализации в различных областях, в том числе, в гражданском воспитании детей факторами цвета в предметно - пространственной среде. Следующая, предоперациональная стадия, включающая развитие детей от 2 до 7 лет, представляет процесс формирования умений различать цветовые символы в предметно - пространственной среде и их идейное значение.

Не вызывает сомнения, что ситуативно-личностное общение детей и цвета в предметно - пространственной среде как фактора гражданского воспитания имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Ученые (М.И. Лисина и др.) соотносят общение ребенка с взрослыми в целом как ситуативно-деловую форму.

Причем авторы выделяют главной особенностью в данной - коммуникации общение детей и взрослых на фоне практического взаимодействия.

Например, ребенок в возрасте 5-7 лет в присутствии взрослого способен самостоятельно манипулировать различными предметами, игрушками, в которых цвет, как необходимое условие игры, имеет решающее значение действий с предметами в окружающем ребенка цветовом пространстве), ведущее начало для следующего шага в его развитии (Н. И. Шевандрин).

Также показывают «Новое начало» в психологической и педагогической характеристике детей в учебно-игровой практике и другие ученые.

Например - Ж. Пиаже. Он считает, что происходит развитие сенсомоторного интеллекта, который подготавливает возникновение, так называемой, символической функции.

Следующим психолого-педагогическим условием для формирования потребности в деловом сотрудничестве у детей в период дошкольного возраста, стоит организация реальной и доброжелательной практики общения с ребенком.

Сотрудничество такого рода, во внимательной форме общения, в 85-ти процентах обеспечивает ребенку достижение максимального практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он располагает в пределах первых лет жизни (С.В. Корицкая). Опережающее развитие относительно своих сверстников, согласно теории Л.Г. Выготского, ребенок получает с механизмом действия «зоны ближайшего развития».

Перефразируя данное мнение ученого, можно сказать, зоной ближайшего развития могла стать зона цвета, опосредствованная употреблением предметов в окружающем пространстве.

Проблемы урбанизации вносят определенные коррективы в психолого-педагогические характеристики детей и особенностей: их деятельности с цветом в предметно - пространственной среде как факторе гражданского воспитания.

Не секрет, что дети, проживающие в условиях города в отличие от детей сельской местности, чаще встречаются с цветом как фактором рекламно - индустриальной промышленности.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что, как и в первом случае - генетической форме, опосредованной природной любознательностью к цвету в предметно пространственной среде, так и во втором случае - форме делового эмоционально- чувственного общения с цветом в предметно-пространственной среде более эффективно закладывается опережающее развитие детей.

Рассмотрим периоды творческого развития детей факторами цвета в предметно - пространственной среде более подробно.

До изобразительный период у детей (от года до двух лет), как правило, строится на хаосе цветовых пятен, линий форме, манипуляций с предметами художественного цикла.

Но прежде чем подойти к анализу дальнейшего отрезка психолого-педагогической характеристики детей и деятельности их с цветом в предметно - пространственной среде, следует сказать, что сегодня, учитывая основы развития детей, коллектив ученых- Т.И. Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г Арушанова, Т.Л. Богина, Е.М. Волкова, Е.Б. Волосова, А. Н. Давидчук, Р.А. Иванкова, В.М. Иванова, Т.Г. Казакова, В.В. Кругов, Э.И.Леонгард, С.Л. Новоселова, Л.В.Обухова, Т.И. Осокина, Л.Н. Павлова, Г.Н. Пантелеев, Л.В. Пантелеева, Л.А. Парамонова, В.А. Петрова, Е.В. Пииройнен, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Подъяков, Е.Ю. Протасова, Т.А. Репина, Н.М. Родина, М.А. Рунова, Е.Г. Самсонова, К.В. Тарасова, Т.В. Тарунтаева, Н.Т. Терехова, Е.Е. Шулешко разработали базисную психолого-педагогическую программу «Истоки» под руководством всемирно известного детского психолога А.В. Запорожца.

Данная программа нового типа не только задает стандарт дошкольного уровня образования, но в первую очередь, обеспечивает полное и целостное развитие личности ребенка.

Его ведущая деятельность предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры с каким либо простейшим сюжетом. Цвет данных предметов создает определенное эмоционально-чувственное настроение, вызывает положительные флюиды, обеспечивающие проявление восторга и удовольствие у малыша.

Началом изменений младенческих отношений ребенка к детям и взрослым, а также к окружающему его пространству, в научной литературе принято считать тремя годами жизни ребенка.

Как утверждают педагоги-психологи центра» Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца, ребенок трех лет не только любит закрашивать лист различным цветом, но и получает видимое удовольствие от результатов собственного труда, от яркости и сочности цветных мазков, непосредственно от ритмичных движений кистью.

Следовательно, решается главная задача развития ребенка, которая направлена на формирование эстетического отношение к окружающему макро и микро миру.

В периодизации развития ребенка, предложенной Л.С, Выготским, основным является понятие возрастных психологических новообразований, с одной стороны которые определяют ход психического развития детей, а с другой стороны, которые обеспечивают специфику развития на каждом возрастном этапе.

И, если говорить в большем измерении, есть ни что иное, как переход на новые рубежи развития личности. Л.С. Выготский из статьи Д.Б. Эльконина к проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //В.П. № 4, 1971, считал, изучить детское развитие, значит, изучить переход ребенка от одной возрастной ступени к другой и изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных социально - исторических условиях.

Анализ наблюдений за поведением и деятельностью детей при переходе от раннего возраста к дошкольному возрасту позволил психологам (Г.Б. Яскевич, Л. Пятковой) говорить о кризисе трех лет.

Ученые считают, что «застревание» (Г. Б. Яскевич) детей на новообразовании кризиса связано с проявлением осознания ребенком себя в качестве отдельного субъекта, субъекта общения.

Именно это и позволяет ребенку выделять себя в качестве субъекта деятельности (Д.Б. Эльконин), воспринимать себя как какую- то конкретную систему (Л.И. Божович), развивать способность к самоутверждению (Э. Эриксон) и гордиться собственными достижениями (Т. В. Гуськова). Д.Б. Эльконин подчеркивал, что нельзя выбрасывать яркие цветные обрывки картона, обломки брусков, камня и т.д. так как это развивает фантазию, будит воображение ребенка, создает новые собственные игровые условия, в том числе с цветом в предметно - пространственной среде.

В заключение психолого-педагогической диагностики современного развития детей факторами цвета в предметно - пространственной среде как факторе гражданского воспитания следует отметить, что: проблемы психического развития детей и межличностные противоречия, обусловленные факторами цвета в макро и микросоциуме, особенно на раннем этапе, управляемы в процессы психолого-педагогической деятельности ближайшего окружения людей психолого-педагогическая характеристика детей и их деятельности с цветом в окружающем мире зависит не только от условий внутрисемейной жизнедеятельности, но и вынужденных условий, обусловленных миграцией населения психолого-педагогическая деятельность, направленная на гражданское воспитание детей факторами цвета в предметно - пространственной среде в современных условиях сталкивается с многообразием различных вариантов использования цвета в продуктах духовной и материальной культуры, что в свою очередь значительно осложняет завершение поставленной задачи психолого-педагогическая характеристика у городских и сельских детей и особенности их деятельности с цветом в предметно - пространственной среде как фактором гражданского воспитания имеет явные отличия не только в силу региональных особенностей, но и в связи с различно материально-технической базой оснащения семьи, дошкольных учреждений, школы и т.д. (компьютеры, виде и теле коммуникации) разобщенность детского населения между сверстниками в связи с включением в их практику жизни новейшего компьютерного обеспечения вносят соответствующие изменения в психолого-педагогические характеристики и особенностей их деятельности с цветом в предметно - пространственной среде соответствующее разобщение детского коллектива в силу территориальных и материальных условий.

АВТОР: Котенко И.В.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (www.superinf.ru ) обязательна.

Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста

ЛЕКЦИЯ III. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста

Раннее детство состоит из двух стадий - младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение - ведущий ТИП деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого - создать все условия для нормального психофизического развития детей.

В исследованиях М.Ю.Кистяковской, Е.О.Смирновой, С.Л.Новоселовой, М.И.Лисиной, Л.Н.Павловой, Е.Б. Волосовой, Э.Г.Пилюгиной и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития. Данная задача отражает систему отношений «ребенок -взрослый». Поэтому алгоритм раскрытия психолого-педагогических особенностей начинается с характеристики ведущей деятельности. Затем дается содержательная характеристика четырех направлений развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются. В проекте государственного стандарта по дошкольному образованию, в программе нового типа «Истоки», М. 2003 г. Психолого-педагогический возраст включает: физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие.

Отличительными особенностями младенческого возраста являются:

• Наблюдается быстрый темп физического и психического развития

•  Формируется      двигательная      активность      и      сенсомоторная

координация

• Интеллект формируется на основе действий с предметами

• Появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям

• Интенсивно   развивается   общение   со   взрослым.   Первая   форма общения - эмоциональная - непосредственная (ситуативно-личностная).

Вторая форма общения - эмоционально-опосредованная (ситуативно - деловая)

•Начинает формироваться образ «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»)

•Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм

• Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.

Тип отличительных особенностей младенческого возраста позволяет определить содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности.

После года ведущая деятельность - предметная, где происходит усвоение способов действий с предметами. В исследованиях Н.М.Щелованова, Н.Л.Фигурнна, Н.М.Аксариной, Д.А.Фонарева, О.Л.Печора, С.Л.Новоселовой, Л.П.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Г.Г.Филипповой и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Отличительными особенностями раннего возраста является:

- темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается

-  интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно -психического развития

-  увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность

-   увеличивается период активного бодрствования (до 4 - 4,5 часов)

-  организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды овладевает  основными  жизненно  важными  движениями  (ходьба, бег, мазание, действия с предметами)

- овладевает   элементарными    гигиеническими    навыками   и    навыками самообслуживания

- активно  интересуется  окружающим  миром,  задает  вопросы,  много  и активно экспериментирует, наблюдает закладываются основы наглядно -

образного и символического мышления.

- овладевает    родным    языком,    использует    основные    грамматические категории и словарь разговорной речи.

- проявляет  интерес  к другому  человеку,  испытывает доверие  к  нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками

- осознает свою половую принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»)

- ребенок    испытывает    повышенную    потребность    в    эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства

- появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности

у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лег, в котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса является негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности, у взрослого остается важнейшая функция, которую ребенок еще не освоил сам и ждет ее от взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности - признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию «Системы Я», потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Таким образом, становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития - дошкольному детству.

Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности -появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста - потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.

В исследованиях B.C.Мухиной, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Е.О. Смирновой, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

-  возникает интерес и желание вести здоровым  образ жизни - выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.

-  происходит    дальнейший     рост     и     развитие    детского    организма, совершенствуются все морфофункциональные системы

- интенсивно развиваются  моторные функции  возрастает  двигательная активность  (на   протяжении   пребывания   в   ДОУ   объем  двигательной активности составляет 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движении в минуту

- движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер

- обмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей

-  увеличивается работоспособность детей

- совершенствуются   основные   виды   движений,   физические    качества развиты слабо

- большая      роль      принадлежит      компетентности,      в      особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»)

- расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире

-   наиболее интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер

- ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Много фантазирует, используя символическое средство - речь.

Символическая функция - качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста - знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах):

- ребенку   свойственен   наивный   антропоморфизм,   по   его   мнению,   все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам

- ребенок - реалист, для него реально все, что существует

- ему   свойственен   эгоцентризм,   он   не   умеет   видеть  ситуацию   глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения

-способность к целеполаганию находится еще в стадии становления

-наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия

- ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии выражение радости, печали и т.п.)

- способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу».

-  ребенок     способен     проявлять     сочувствие,     сопереживание,     которые становятся регулятором поведения и общения ребенка.

-  возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей.

Ребенок становится более самостоятельным, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт.

Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие ему знаний основ безопасности.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.

В работах А.В.Запорожца, Е.П.Арушановой, Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других раскрыты следующие особенности детей старшего дошкольного возраста:

-возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно - ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей формируется   «внутренняя   позиция»   (С.Г.Якобсон,   М.И.Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает возможными как активно - действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие  другому

-самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение

-преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств,

их аргументирование.

Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений

(повышенная     конфликтность,     неуверенность     в     себе,     застенчивость, агрессивность). Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся и     стадии     содержательного     развития     (см. Программа     «Истоки»,     М. Просвещение, 2003, с.271-274).

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов способствовать возникновению реальной общественно - значимой и оцениваемой деятельности - учебной. В связи с этим стоит проблема Готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы) - Развивается кризис 7 лет.

В работах Е.Е.Кравцовой, Н.И.Гуткиной, К.Н.Поливановой, Г.М.Ивановой и др. приводятся доказательства того, что кризис «помолодел» (6,5 лет), (см.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов -М. 2000). Ориентация па социальные нормы не порождает острых конфликтов с окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет выражены слабо (нарочитость, кривляние,   манерность,    вертлявость,    клоунада,    шутовство).    Суть    этих  изменений Л.С.Выготский определил как утрату детской непосредственности. Потеря непосредственности говорит о том, что между внутренней (переживаниями) И внешней (поступками) жизни ребенка вмешивается интеллектуальный момент - ребенок хочет изобразить, показать то, чего нет на самом деле.

В детском саду и семье ребенок может «по - взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свои нежелания сделать что -либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду, спорит по поводу одежды, начинают подражать взрослым, употребляя лак для ногтей, косметику. Все это говорит о том, что ребенок пытается взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. Если у ребенка 7 лет при высоком уровне ориентации на социальные нормы недостаточно развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок становится пассивным, самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, но это направлено не против взрослого, а против нормы («Я не маленький»).

Во время протяжения кризиса на первый план выступает игра с правилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы, (см. Е.Е.Кравцова. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М. 1991). К концу кризиса начинает складываться ориентация на идеальный предмет - норму. Разрушается старая социальная ситуация и складывается новая. Ребенок становится учеником, в ведущая деятельность -учебной. Способность и потребность - главное новообразование ребенка 7 лет. Переход школы на 12-летнее обучение предполагает, что в 2004 году все дети будут учиться с 6 лет. В связи с этим, педагогам и родителям необходимо посмотреть, как у 6-летнсго ребенка развиты следующие качества (по Л.А. Венгеру):

- степень соответствия действий ребенка с условиями поставленной задачи (действовать в дидактически заданном направлении)

- наличие (или отсутствие) стремления понять, уточнить, запомнить задачи (как умственные, так и практические) уровень самостоятельности тщательность выполнения задачи

- внимание и воспроизведение существенных особенностей или наоборот - внешних форм

- общественные особенности  поведения ребенка и характер обращения  к взрослому.

Психологи   Л.А.Венгер,    В.С.Мухина   считают,   что    к   особенностям Шестилетних   детей   можно   отнести   следующие   варианты   позиционной направленности (их отношение к задаче и взрослому):

- игровая позиция (ориентация на материал, с которым необходимо действовать, а не на условия, и свободное игровое варьирование, низкий уровень внимания к образцам и указаниям взрослого)

- учебная позиция (стремление к пониманию и уточнению условий, высокий уровень    самостоятельности,    внимания,    оценивания,    конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения)

- исполнительская    позиция    (внимание    к    формальным    особенностям образцов, их точному копированию)

- коммуникативная позиция (требующая перевода к ситуационному общению, уход от задачи, попытка увести взрослого на другие темы).

Задача педагогов - формировать у детей 6 лет пред учебный тип позиции, когда в самостоятельной деятельности преобладает игровая позиция, при совместной деятельности со взрослым - учебная. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, как физиологические (темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (общий тонус) активности, тип личности (мыслительный и художественный), так и приобретенные, в результета неправильных педагогических действий взрослого (тревожность, аутизм, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность), вербализм (замена действий разговором), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же, излишняя пунктуальность), детская невротизация.

Позиция педагога предполагает корректирование неблагоприятных вариантов развития ребенка, организация специфических видов детской деятельности, задействование диалогического общения с позиций сотрудничества и партнерства. Большое значение имеет личность воспитателя, стремящегося к развитию своего педагогического творчества, имеющего ярко выраженную гуманистическую направленность на ребенка.

Вопросы для самопроверки.

1.   Каковы психолого-педагогические особенности младенца?

2.   Чем объясняются данные особенности?

3.  Какова позиция взрослого при организации жизнедеятельности младенца?

4.   Каковы психолого-педагогические особенности детей раннего возраста?

5.   В чем выражается кризис 3-х лет? Его причины.

6.   Каковы особенности детей младшего дошкольного возраста?

7.   Каковы особенности детей старшего дошкольного возраста?

8.   Чем объясняются особенности кризиса 7 лет?

Возрастная психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

19 Февраль 2013

0 (4545) Просмотры

Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка.

Прежде всего ребенок начинает ходить.

Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В результате такого высвобождения ребенка уменьшается его зависимость от взрослого и бурно развивается познавательная активность. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования.

Вместо вопроса: «Что это?» — при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р. Я. Лехтман-Абрамович, Д. Б. Эльконин).Познавательный интерес ребенка чрезвычайно расширяется, поэтому он стремится познакомиться с большим количеством предметов и игрушек и научиться действовать ими.В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще очень слабо, хотя в быту он уже хорошо ориентируется. Это обусловлено скорее узнаванием предметов, чем подлинным восприятием. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков- ориентиров.Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, выполняя которые он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величина, форма, цвет) и приводить их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и свойств происходит в практической деятельности, затем развиваются соотнесения перцептивного характера и в дальнейшем формируются перцептивные действия.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит не одновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотичных действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. Но отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию — к методу проб, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно персептивному ориентированию.

Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое промеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение промериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на сигнальном уровне, т. е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем — по отношению к цвету (Л. А. Венгер, В. С. Мухина).

 Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно.

Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10−20 лепетных слов, то к трем годам и его активном словаре насчитывается уже более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает лее большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются называнием свойств предметов. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка.

Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой

Расскажу об особенностях развития детей (от 2 до 3 лет) на примере своей группы «Капелька».

Группу посещают 22 ребёнка.11мальчиков и 11девочек. Дети становятся самостоятельнее. У них продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности также связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Например: с интересом мы играем с дидактическими играми, выделяем парные картинки по образцу и иногда самостоятельно, собираем пирамидку в определённом порядке.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия.

Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Проявляют фантазию, самостоятельность. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. Особенно заметно после выходных дней. По игре можно определить, чем занимались дети в выходные дома. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: они осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, называют величину и цвет различать мелодии колыбельные ,весёлые, грустные выполняют музыкально ритмические движения поют. читают стихи. Они такие молодцы. Иногда я включаю магнитофон с записями колыбельных песен ,перед сном. Слушают простые рассказы, сказки, стихи, потешки. Понимают значение некоторых абстрактных слов (большой- маленький, мокрый -сухой и др.). Задают вопросы Что это? .

! Начинают понимать точку зрения другого лица.

! Развивается начальное представление о количестве (больше- меньше, полный- пустой).

В ходе совместной предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Малыши продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Если сравнивать с прошлым годом. в этом году больше говорящих детей чем в прошлом. Это было связано с возрастными особенностями малышей (1г 9м.) К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности продуктивной деятельности -рисование, аппликация лепка. конструирование. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой. Малыши очень любят рисовать. Мы рисуем и кисточками, и пальчиками, ушными палочками, губками, ладошками.

Рисунки выставляем на стенде «Мы художники».

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть. В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать.

В профессиональной деятельности воспитателя изучения психики дошкольника носит практическую направленность, ориентированное на повышение эффективности обучения и воспитания детей.

Знать особенности каждого ребенка педагогу необходимо для обеспечения индивидуального подхода в воспитании детей.

Без этого невозможны эффективное выполнение воспитателем своих обязанностей, творческий подход в его работе. Полноценное выполнение воспитателем профессиональных функций невозможно без осознания им своей роли в воспитательном процессе с дошкольниками. Для дошкольника воспитатель выступает старшим, умным товарищем, партнером по сотрудничеству, всегда готовым оказать помощь.

 Автор-составитель: Морозова Елена Викторовна,

воспитатель МБОУ начальная школа –детский сад №37 

г.Сургут. ХМАО Тюменской области.

Статья размещена в авторской редакции.

Как написать характеристику на ребенка?

Для того, чтобы составить психолого–педагогическую характеристику на ребенка дошкольного возраста, необходимо сначала провести диагностику. Ниже вы найдете информацию о том, как написать характеристику на ребенка.

Информативные сведения

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения (число, месяц, год).
  3. Информация о семье:
  4. состав семьи, краткая информация о родителях (ФИО, место работы)
  5. социально-бытовые условия семьи, отношение родных к ребенку в семье.
  6. Откуда прибыл в дошкольное учреждение (из семьи, детского сада, детского дома), какую группу посещает.
  7. Особенности адаптационного периода.
  8. Степень сформированности культурно-гигиенических навыков.

Особенности познавательной деятельности

  1. Особенности внимания.
  2. Особенности восприятия.
  3. Навыки ориентировки в пространстве.
  4. Особенности памяти.
  5. Особенности речевого развития.
  6. Характеристика мышления.
  7. Усвоение программных требований.

Особенности трудовой деятельности

Особенности игровой деятельности

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

Источники: www.zavuch.ru, www.superinf.ru, doshkolnuk.com, planetadetstva.net, elhow.ru

Категория: Рекомендательное письмо | Добавил: nalivfed (10.06.2015)
Просмотров: 1565 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2016