Договор аренды с коммунальными услугами образец - Арендные отрношения - Документы - Обращение в суд
Понедельник, 05.12.2016, 15:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Документы | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Устройство на работу [62]
Властные указания [4]
Рекомендательное письмо [66]
Сделки [106]
Арендные отрношения [28]
Письма в суд [49]
Прошения и ходатайства [10]
Трудовые правоотношения [67]
Деловые письма [55]
Подтверждающие документы [79]
Как правильно пишется [153]
Поручение и делегирование [53]
Претензионные письма [29]
Письма [54]
Протоколы [104]
Организация предприятия [31]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

ОБРАЩЕНИЕ В СУД
Главная » Статьи » Арендные отрношения

Договор аренды с коммунальными услугами образец

Агентский договор на коммунальные услуги

Всем известно, что иметь собственное помещение для своего бизнеса позволят себе очень немногие. Большая часть компаний отдает предпочтение тому, чтобы помещения (и складские, и офисные) арендовать.

Зачастую арендодатель устанавливает плату таким образом: постоянная часть (в условных единицах или рублях за квадратный метр) вдобавок возмещение коммунальных расходов. Данный вариант объясняется тем, что поставщики коммунальных услуг не желают с каждым арендатором, который может в любой момент съехать заключать договоры, предпочитая контактировать непосредственно с собственником недвижимости.

Данную переменную часть, как возмещение коммунальных расходов все оформляют и называют по-разному.

Наиболее распространенным до 2007 года было простое перевыставление счетов: арендодатель, который заключил договоры с поставщиками коммунальных услуг, выставлял счет и счет-фактуру на коммунальные услуги арендатору, не признавал при этом в своем учете ни расходы, ни доходы. А арендатор, оплатив и получив счет за «коммуналку», принимал спокойно НДС, который предъявляется арендодателем, к вычету.

Но эта ситуация поменялась с выходом в свет писем Министерства финансов России от 6 сентября 2005 № 07-05-06/234 и ФНС России от 29 декабря 2005 № 03-4-3/2299/28.

Логика, примененная в них, была развита и поддержана в письме Министерства финансов России от 3 июня 2006 № 03-04-15/52: финансовое ведомство, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 № 7349/99* указало, что арендодатель не является энергоснабжающей организацией для арендатора, так как сам получает в качестве абонента электроэнергию от энергоснабжающей организации для обеспечения нужд помещения. Соответственно предъявить НДС арендатору он не вправе, а потому и к вычету ни одной из сторон тоже быть принят не может.

Аналогичная позиция выражалась последовательно и позднее (письма Министерства финансов России от 27 декабря 2007 № 03-03-06/1/895 и от 24 марта 2007 № 03-07-15/39).

Ввиду этого довольно распространенным, достаточно выгодным и вполне безопасным для обеих сторон договора аренды стал другой метод: коммунальные платежи в части, которая приходилась на арендатора, возмещались арендодателю, как переменная часть арендной платы. В данной ситуации оплата «коммуналки», которая потреблена арендатором, перестала носить характер возмещения, арендодатель без проблем мог выставлять счета-фактуры, а арендатор – принимать НДС, предъявленный к вычету.

С правомерностью такого подхода согласились и уполномоченные органы (письма Министерства финансов России от 10 февраля 2011 № 03-03-06/1/86, от 19 сентября 2006 № 03-06-01-04/175, ФНС России от 4 февраля 2010 № ШС-22-3/86, УФНС России по Московской области от 13 ноября 2006 № 21-25-И/1372).

Но невзирая на все достоинства оформления стоимости коммунальных услуг, которые потреблены арендатором, как переменная часть арендной платы, у данного метода есть два больших недостатка, которые проявляются, когда арендодатель использует упрощенную систему налогообложения.

Во-первых, суммы переменной части арендной платы нужно включать в состав доходов арендодателя, что способно привести даже к превышению ограничения доходов и утрате права на специальный режим, который можно было бы сохранить, если бы возмещение «коммуналки» не учитывалось в доходах. Кстати, арендодатель при использовании объекта налогообложения «доходы» должен обавок уплатить налог с этих денег, тогда как расходы, аналогичные по сумме, он не может признать в целях налогообложения.

Во-вторых, арендодатель, являясь субъектом «упрощенной системы налогообложения», не является плательщиком НДС в силу пункта 2 статьи 346.11 Налогового Кодекса РФ, поэтому арендатору не может предъявить НДС, даже если налог был ему предъявлен поставщиком услуг. А отсутствие «входного» НДС ведет к финансовым утерям у арендатора.

Как же этого избежать? Необходимо заключить посреднический договор (к примеру, агентский), по которому арендодатель, выступая в качестве агента от своего имени, однако за счет арендатора-принципала, приобретает коммунальные услуги для последнего у их поставщиков.

Как напомнило Министерство финансов России в комментируемом письме, вычет по счету-фактуре арендодателя-посредника НДС серьезных возражений обычно не вызывает. Заметим, что это уже не первое разъяснение уполномоченных органов по этому вопросу (письма Министерства финансов России от 10 февраля 2011 № 03-03-06/1/86, ФНС России от 4 февраля 2010 № ШС-22-3/86).

В отношении исключения сумм полученных возмещений из суммы доходов, то независимо от используемой системы налогообложения возможность такая закреплена прямо в Налоговом кодексе (подп. 9 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового Кодекса РФ). Разумеется, расходы в виде оплаты коммунальных услуг арендодатель признать тоже не сможет.

Все же, заключая агентский договор с арендодателем на возмещение коммунальных услуг, арендатору необходимо тщательно взвесить все имущества и недостатки.

Так как, даже невзирая на благоприятные разъяснения чиновников, претензии налоговиков все-таки возможны. Такие споры рассматривались, в частности, в постановлениях ФАС Московского от 25.09.08 № КА-А40/8932-08, Северо-Западного от 08.09.08 № А66-109/2008, Западно-Сибирского от 27.08.08 № Ф04-5231/2008(10532-А03-25) округов.

Кроме этого, судьи в последнем из упомянутых актов отказали в вычете арендатору, утверждая, что этот договор фактически определял порядок возмещения коммунальных расходов, а ввиду того, что подобные операции НДС не облагаются, арендатор использовал незаконно вычет. Правда, при рассмотрении аналогичного дела по вновь открывшимся обстоятельствам они пришли к обратному выводу и признали вычеты правомерными (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.09 № А03-10350/2007).

Смена арендатора здания – вполне обыденное явление. Арендодатель с каждым новым арендатором в рассматриваемой ситуации будет заключать собственный агентский договор (или, к примеру, договор комиссии).

Выходит, что договор с поставщиком коммунальных услуг будет заключаться намного раньше, нежели посреднический договор.

В пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 № 85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии» в то же время сказано, что сделка, которая совершена до установления отношений по договору комиссии, не будет признана заключенной для исполнения поручения комитента. Эти разъяснения применяется и к агентскому договору ввиду статьи 1011 Гражданского кодекса РФ.

Это значит, что расходы арендодателя по договору с поставщиком коммунальных услуг можно признать осуществленными без заключенного агентского договора. И тогда необходимые суммы возмещения невозможно будет исключить из состава доходов арендодателя, ведь они будут являться прочим поступлением денежных средств.

Образец агентского договора на коммунальные услуги

Агентский договор на коммунальные услуги - это договор, в согласии с которым одна сторона (агент) за вознаграждение обязуется совершать по поручению принципала (другой стороны) коммунальные услуги от собственного имени, однако за счет принципала или за счет и от имени принципала. Смежными договорами являются договор комиссии и договор поручения.

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг

В. Мешалкин,

АКДИ Экономика и жизнь

Проблема правильного отражения в учете коммунальных платежей (плата за электроэнергию, водоснабжение, канализацию, вывоз мусора и т.д.) волнует, пожалуй, большинство организаций (предпринимателей), заключивших договор аренды здания или помещения.

В настоящей статье мы изложим нашу точку зрения по данному вопросу и постаремся обосновать ее.

* * *

Закон предоставляет сторонам договора аренды возможность самостоятельно определить, кто из них будет нести расходы по содержанию помещений (зданий), переданных в аренду. Но если в договоре аренды подобное условие не будет отражено, то бремя содержания помещения (здания) ляжет на плечи арендатора.

Поэтому в договоре аренды необходимо четко определить, кто несет расходы по содержанию арендованных помещений (здания), чтобы впоследствии не возникало конфликтных ситуаций между арендатором и арендодателем.

Существующая практика показывает, что возможны три варианта оформления договорных отношений между арендатором и арендодателем в части оплаты коммунальных услуг по арендованному помещению (зданию).

1. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, согласно договору аренды несет арендодатель, и их сумма фактически учитывается при определении арендной платы.

2. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он сам заключает отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг.

3. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он не заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, а компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных платежей.

Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов.

Первый вариант.

В тексте договора аренды стороны указывают, что расходы по содержанию сданного в аренду помещения (здания) несет арендодатель. В этом случае арендодатель будет обязан за свой счет производить оплату коммунальных услуг по выставленным ему поставщиками этих услуг счетам.

Данные затраты арендодатель вправе отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, на основании подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ (если организация оказывает разовые услуги по сдаче в аренду зданий (помещений)) либо на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (если такие услуги организация оказывает на систематической основе).

НДС, уплаченный арендодателем в составе платы за коммунальные услуги, он может предъявить к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при условии, что арендная плата облагается НДС.

Что касается арендатора, то он оплачивает арендодателю только арендную плату, сумму которой он включает в состав своих расходов (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), а предъявленный ему арендодателем НДС ставит к вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 НК РФ.

Второй вариант.

В договоре аренды стороны делают оговорку, что арендатор должен от своего имени заключить отдельные договоры с организациями, снабжающими помещения (здания) тепловой энергией, водой, газом и пр. и самостоятельно производить оплату коммунальных услуг по выставляемым ему счетам.

Этот вариант получил наиболее широкое распространение в ситуациях, когда предметом аренды является государственная или муниципальная собственность или договор заключается на длительный срок. При краткосрочных договорах аренды отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг, как правило, не заключаются.

В этом смысле показателен пример из арбитражной практики - рассмотрение иска муниципального унитарного предприятия (МУП) Тверь к акционерному обществу Торговая компания Афина (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2000 N 3867).

Суть дела такова. Торговая компания Афина (арендатор) занимала нежилые помещения в здании универмага на основании договора с городским Комитетом по управлению имуществом (арендодатель). По условиям договора аренды ТК Афина обязана была заключить с МУП Тверь договор на оплату коммунальных услуг и возмещение затрат по содержанию и эксплуатации здания. Однако из-за возникших между сторонами разногласий такой договор не был заключен. Несмотря на это ТК Афина пользовалась арендованными помещениями и коммунальными услугами, а МУП Тверь было вынуждено оплачивать эти услуги поставщикам.

МУП Тверь обратилось в арбитражный суд с иском к ТК Афина о взыскании неосновательно сбереженных денежных средств и процентов за пользование чужими денежными средствами. Иск был удовлетворен, и ТК Афина была вынуждена выплатить МУП Тверь соответствующие суммы.

Арендодатель в данном случае расходы по оплате коммунальных услуг по переданным в аренду помещениям (зданиям) не несет. Арендодатель получает арендную плату, сумму которой он включает в состав доходов (подп. 4 ст. 250 или ст. 249 НК РФ), а также уплачивает с нее НДС (ст. 146 НК РФ), при условии, конечно, что он является плательщиком этих налогов.

Если обязанность по оплате коммунальных услуг по договору аренды нежилого помещения (здания) возложена на арендатора, то указанные затраты могут быть учтены им в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании документов, выставленных поставщиками услуг в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

НДС, уплаченный в составе коммунальных платежей поставщикам услуг, арендатор может принять к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ (наличие счета-фактуры, документов, свидетельствующих об оплате, и т.д.).

Третий вариант.

В договоре аренды стороны предусматривают, что расходы за коммунальные услуги несет арендатор, но расчеты с поставщиками коммунальных услуг осуществляет арендодатель, а арендатор компенсирует ему стоимость этих услуг на основании выставленного арендодателем документа (счета).

В этом случае арендодатель производит оплату коммунальных услуг на основании выставленных ему поставщиками услуг счетов, после чего в свою очередь выставляет счет арендатору.

В ситуации, когда в аренду сдается только часть площадей (помещений) арендодателя, немаловажным становится вопрос о распределении коммунальных платежей между собственным потреблением арендодателя и потреблением арендаторами. Идеальный вариант в этом случае - установка отдельных счетчиков потребления энергии, воды и тепла, согласно показаниям которых производится определение той доли оплаты коммунальных платежей, которая приходится на арендатора. Но это не всегда возможно, и в большинстве случаев доля коммунальных расходов, приходящаяся на арендатора, определяется расчетным путем как отношение занимаемой арендатором площади к общему объему площадей арендодателя.

При данном варианте обязанность по содержанию имущества возложена на арендатора. Поэтому расходы по оплате коммунальных услуг в части, приходящейся на арендованные помещения, для арендодателя не являются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как арендодатель не имеет правовых оснований для их осуществления.

В то же время полученная арендодателем от арендатора компенсация коммунальных расходов также не является и доходом, подлежащим включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Компенсация коммунальных расходов представляет собой возмещение суммы произведенных арендодателем затрат. Она не влечет получения экономической выгоды арендодателем, следовательно, не является доходом, который необходимо учитывать для целей налогообложения.

Арендатор, возмещающий арендодателю расходы за коммунальные услуги, имеет право учесть суммы такой компенсации при налогообложении прибыли (п. 8 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налог на прибыль организаций НК РФ, письмо УМНС по г. Москве от 23.08.02 N 26-12/39149 и др.). При этом следует иметь в виду, что все такие расходы должны быть подтверждены документально с указанием потребленных ресурсов желательно как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Документами, подтверждающими расходы арендатора, будут являться счета поставщиков коммунальных услуг, счет, выставленный арендодателем, и документы арендатора об оплате (платежные поручения, квитанции к ПКО).

Операция по получению арендодателем компенсации затрат на оплату коммунальных услуг не является объектом обложения НДС, так как в данном случае отсутствует факт реализации арендодателем каких-либо товаров, работ или услуг. Поэтому у арендодателя, с одной стороны, не возникает обязанности предъявлять арендатору НДС к оплате и соответственно выписывать ему счет-фактуру. Но, с другой стороны, для того чтобы арендатор имел возможность принять к вычету НДС, содержащийся в цене коммунальных услуг, ему необходим счет-фактура (ст. 169 НК РФ).

Учитывая это, в сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо поступать следующим образом. Арендодатель получает от поставщика счет-фактуру, который он регистрирует в книге покупок в части суммы коммунальных услуг, потребленных им самим. Затем на сумму коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель перевыставляет арендатору счет-фактуру от своего имени. Этот счет-фактуру арендодатель у себя в книге продаж не регистрирует. Покупатель в книге покупок регистрирует счет-фактуру, полученный от арендодателя. В результате этого и арендодатель, и арендатор принимают к вычету НДС в отношении коммунальных услуг, потребленных каждым из них.

ПРИМЕР Организация А (арендодатель) сдает в аренду организации Б (арендатор) нежилое помещение. Арендодатель получил от поставщиков коммунальных услуг счет на оплату в сумме 60 000 руб. На долю арендатора приходится 50% стоимости коммунальных услуг.

Бухгалтерский учет у организации-арендодателя:

Дебет 26 Кредит 60

- 25 000 руб. - отражены расходы по коммунальным услугам, потребленным арендодателем

Дебет 19 Кредит 60

- 5000 руб. - отражен НДС по коммунальным услугам

Дебет 76/ Расчеты с организацией Б Кредит 60

- 30 000 руб. - отражена задолженность арендатора по возмещению стоимости (с учетом НДС) коммунальных услуг, приходящихся на сданное в аренду помещение

Дебет 60 Кредит 51

- 60 000 руб. - оплачен счет поставщика за оказанные коммунальные услуги

Дебет 68 Кредит 19

- 5000 руб. - НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету

Дебет 51 Кредит 76/ Расчеты с организацией Б

- 30 000 руб. - поступили средства от арендатора в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг.

При этом организация А, как уже было отмечено выше, перевыставляет счет на 30 000 руб. (в том числе НДС - 5000 руб.) организации Б.

Бухгалтерский учет у организации-арендатора:

Дебет 26 Кредит 76/ Расчеты с организацией А

- 25 000 руб. - начислена задолженность арендатора по оплате коммунальных услуг

Дебет 19 Кредит 76 Расчеты с организацией А

- 5000 руб. - отражен НДС по коммунальным услугам

Дебет 76 Расчеты с организацией А Кредит 51

- 30 000 руб. - перечислены средства арендодателю в возмещение его расходов по оплате коммунальных услуг

Дебет 68 Кредит 19

- 5000 руб. - НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету на основании счета-фактуры, полученного от арендодателя.

Дополнительное соглашение к договору аренды помещения о возмещении арендатором затрат арендодателя на коммунальные услуги

Дополнительное соглашение N _____ к Договору аренды помещения от "__"__________ ____ г. N ___ о возмещении арендатором затрат арендодателя на коммунальные услуги

____________________, именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице ____________________, действующ__ на основании ____________________, с одной стороны, и ____________________, именуем__ в дальнейшем "Арендатор", в лице ____________________, действующ__ на основании ____________________, с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", заключили настоящее Дополнительное соглашение о нижеследующем:

1. Начиная с "__"___________ ____ г. Арендатор возмещает Арендодателю затраты на коммунальные услуги, связанные с арендой Помещения, указанного в ст. _____ Договора аренды от "__"___________ ____ г. N _____, в том числе.

1.1. Энергоснабжение (отопление, водоснабжение, электроснабжение).

1.2. Водоотведение.

1.3. Вывоз ТБО.

1.4. Услуги связи (телефон, Интернет, антенна, кабельное телевидение).

1.5. Техническое обслуживание.

Вариант при необходимости: 1.7. Коммунальные услуги, связанные с обслуживанием общего имущества многоквартирного дома (или офисного центра и т.п.), возмещаются пропорционально площади арендуемого помещения (или в размере _____ процентов и т.д.).

2. Порядок возмещения затрат Арендодателя:

2.1. Арендодатель на основании счетов энергоснабжающих организаций и поставщиков иных услуг в срок до __________ каждого месяца выставляет Арендатору счет на возмещение его затрат.

2.2. Арендатор в срок до __________ каждого месяца оплачивает Арендодателю выставленный счет.

2.3. В случае досрочного прекращения Договора аренды Арендодатель выставляет счет в размере, рассчитанном пропорционально количеству дней аренды помещения неполного месяца.

Вариант: 2.4. Счета на оплату коммунальных услуг, выставленные Арендодателю, он, не оплачивая, передает Арендодателю в течение _____ дней с момента получения.

3. Статьи _____, _____ и _____ Договора N _____ с момента заключения настоящего Дополнительного соглашения не действуют.

4. Статьи _____, _____ и _____ Договора N _____ с момента заключения настоящего Дополнительного соглашения действуют в следующей новой редакции:

ст. _____ - "_________________________________________________"

ст. _____ - "_________________________________________________"

ст. _____ - "_________________________________________________".

5. По остальным вопросам аренды помещения Стороны руководствуются положениями Договора аренды от "__"___________ ____ г. N _____ и нормами действующего законодательства.

6. Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, один из которых находится у Арендодателя, второй - у Арендатора.

АРЕНДА И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

"Бухгалтерский бюллетень", N 7

АРЕНДА И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Взаимоотношения по аренде офисов изобилуют сложными вопросами. Один из них, в последнее время особенно активно обсуждаемый, - оплата арендатором коммунальных услуг, связанных с арендой здания (помещения).

Проблема состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев именно на имя арендодателя поставщики коммунальных услуг (воды, тепла, энергии, услуг связи и т.п.) выставляют счета за оказанные ими услуги применительно ко всей площади здания (помещения).

Арендаторы чаще всего по соглашению с арендодателем делят с ним расходы на коммунальные платежи. В зависимости от способа оплаты таких расходов налоговые последствия различны. Обычно практикуются следующие варианты:

- арендодатель самостоятельно выставляет счета за коммунальные услуги от своего имени в случае, когда он не имеет агентского договора со снабжающими организациями

- арендатор напрямую заключает договоры с коммунальными службами и рассчитывается с ними

- арендатору перевыставляет счета на коммунальные платежи арендодатель-агент, получивший такое право по соглашению с поставщиком услуг

- арендатор компенсирует коммунальные затраты, но при этом сумма возмещения перечисляется отдельно от арендной платы

- коммунальные платежи заранее включаются в стоимость аренды, например пропорционально занимаемой площади или числу работников арендаторов и арендодателя.

Арендодатель самостоятельно выставляет счета за коммунальные услуги от своего имени в случае, когда он не имеет агентского договора со снабжающими организациями

Первый вариант должен быть сразу исключен из практики, как противоречащий действующему законодательству. Дело в том, что договор энергоснабжения выделен ГК РФ в отдельный вид договора и регулируется параграфом 6 гл. 30 этого Кодекса. Правила этого договора применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 548 ГК РФ).

Статьей 539 ГК РФ установлено, что договор электроснабжения заключается между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем), по договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

При этом абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (ст. 545 ГК РФ).

Из этих норм применительно к ситуации с договором аренды следует, что именно арендодатель является в силу договора потребителем коммунальных услуг и должен самостоятельно оплачивать все счета за них. Арендатору он будет иметь право перевыставить счет от своего имени, только имея агентский договор со снабжающей организацией (что бывает довольно редко). В противном случае не соблюдается требование ст. 545 ГК РФ. Иными словами, арендатор и арендодатель не могут просто договориться между собой, что арендодатель будет посредником в отношениях арендатора и поставщика коммунальных услуг. На это требуется еще и письменное согласие этого поставщика. В противном случае ни о каком "посредничестве" говорить неуместно.

Затраты арендатора по оплате договора на оказание коммунальных услуг, который в соответствии с действующим законодательством может быть признан недействительным, включаться в расходы не могут. В связи с этим не подлежит применению Письмо Минфина России от 15 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/361, как противоречащее нормам действующего законодательства.

Таким образом, если счет и счет-фактура на оплату коммунальных услуг в рассматриваемом нами варианте отношений выставлены арендодателем от своего имени, арендатор не принимает такие расходы к учету, "входной" НДС к вычету также принять нельзя, так как счет-фактура выставлен с нарушением - если "продавец" и "грузоотправитель" - арендодатель, то налицо несоответствие документа реальной хозяйственной ситуации и несоблюдение требований п. 3 ст. 168 и ст. 169 НК РФ.

В то же время арендодателю придется признать сумму полученной от арендатора оплаты по такому счету доходом в целях налогообложения прибыли и в бухгалтерском учете, а выставленный арендатору НДС уплатить в бюджет. Сам же он сможет признать в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), расходов на услуги связи (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ) и т.п. только расходы на услуги, потребленные им непосредственно, без учета потребленных арендаторами. Более того, арендодатель может принять к вычету сумму НДС, предъявленную снабжающей организацией только в части стоимости коммунальных услуг, потребленных им самостоятельно, то есть без учета сумм по коммунальным услугам, потребленным арендатором (Письма Минфина России от 06.09.2005 N 07-05-06/234, от 3 марта 2006 г. N 03-04-15/52).

Арендатор напрямую заключает договоры с коммунальными службами и рассчитывается с ними

Теоретически можно представить ситуацию, когда договоры на оказание тех или иных видов коммунальных услуг по арендуемому помещению заключаются арендатором непосредственно с предоставляющими такие услуги организациями. В этом случае документально подтвержденные затраты арендатора по оплате договоров на оказание коммунальных услуг учитываются при налогообложении прибыли (см. например, Письмо Минфина России от 31 июля 2001 г. N 04-02-05/2/97). Однако на практике такие ситуации - редкость. Арендодатель же будет здесь вообще "ни при чем" - ни доходов, ни расходов иметь не будет и объекта налогообложения НДС не возникнет - все взаимоотношения со снабжающей организацией у арендатора идут в обход арендодателя.

Арендатору перевыставляет счета на коммунальные платежи арендодатель-агент, получивший такое право по соглашению с поставщиком услуг

Третий из названных нами вариантов - перевыставление счетов арендодателем-агентом. Ситуация законна с учетом вышеописанных правил параграфа 6 гл. 30 ГК РФ. При этом в зависимости от условий агентского договора, с которым арендатор должен быть ознакомлен, арендодатель может действовать, выставляя счета и счета-фактуры за коммунальные услуги либо от своего имени, либо от имени снабжающей организации (ст. 1005 ГК РФ). Акцепт таких счетов арендатором создаст у него расходы на оплату коммунальных услуг (а не аренды), "входной" НДС можно будет принять к вычету. Если за услуги по агентированию арендодатель взимает отдельную плату с арендатора, такие расходы также можно признать - они войдут в стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг как посреднические вознаграждения (п. 6 ПБУ 5/01, п. 2 ст. 254 НК РФ). Арендодатель отразит у себя только свое посредническое вознаграждение (если оно предусмотрено) и именно с него заплатит НДС (ст. ст. 156, 249, пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Арендатор компенсирует коммунальные затраты, но при этом сумма возмещения перечисляется отдельно от арендной платы

Четвертый вариант принципиально отличается от первого тем, что предполагает выставление арендодателем счета не на оплату коммунальных услуг, которых он фактически не оказывает, а на возмещение (компенсацию) арендатором части расходов арендодателя на эти услуги, потребленные ими совместно. При этом может быть заключен отдельный договор на возмещение "коммуналки", или эти вопросы могут быть урегулированы непосредственно договором аренды как его дополнительные условия (оплата услуг в этом варианте не включается в арендную плату, а оговаривается отдельно).

Арендодатель в такой ситуации ничего не реализует арендатору, не берет на себя роль снабжающей организации - он просто выставляет счет на компенсацию части своих расходов, как это предусмотрено договором.

Заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения (см. п. 22 Информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66). Никаких оснований для признания данного соглашения недействительным как противоречащего закону нет.

Выставление счета-фактуры тут неуместно, так как нет объекта для налогообложения НДС. Об этом говорится в Письме Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-04-15/52 со ссылкой на Постановления ВАС РФ от 08.12.1998 N 5905/98 и от 06.04.2000 N 7349/99. На этом основании Минфин делает верный вывод - с учетом норм ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим по договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии (а аналогично и других коммунальных услуг) не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость по электроэнергии, предъявленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором. В книге покупок арендодатель отражает счет-фактуру, выданный снабжающей организацией, только в части самостоятельно потребленных услуг (п. 8 Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2006 N 283, Письмо Минфина России от 6 сентября 2005 г. N 07-05-06/234).

Учитывая, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не должен, как было указано выше, иметь счета-фактуры по потребленной им электроэнергии, права на вычет налога на добавленную стоимость, перечисленного арендатором арендодателю в составе суммы компенсации, у арендатора также не возникает.

Уплаченная сумма (с учетом компенсированного НДС) полностью включается в расходы арендатора (ст. 170 НК РФ), причем не по статье "арендная плата" (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), а как материальные расходы арендатора, расходы на услуги связи (пп. 5 п. 1 ст. 254, пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ) или как иные прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 7 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/416).

Для обоснования этих расходов арендатору требуются помимо выставленного арендодателем счета на компенсацию еще и копии счетов, выданных арендодателю снабжающими организациями (или, по крайней мере, выписки из этих счетов в части, касающейся счетчиков, площадей, телефонных номеров, закрепленных за арендатором по договору).

Кроме того, чтобы было правомерно говорить о компенсации (возмещении), нужно, чтобы коммунальные услуги были оплачены арендодателем. Иначе нечего возмещать. Целесообразно во избежание последующих недоразумений прописать в соглашении, что арендодатель предоставляет арендатору помимо выписанных им счетов, например, следующие документы:

1) подтверждающие коммунальные расходы (тепловая энергия, электроэнергия, водоснабжение и пр.):

- счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг) снабжающих организаций,

- платежные поручения на оплату этих услуг

2) подтверждающие расходы на услуги связи (абонентская плата за телефон, междугородные переговоры):

- счета-фактуры, расшифровки междугородных переговоров и пр.,

- платежные поручения на оплату этих счетов.

Соответственно, при выполнении этих условий у арендодателя не возникает необходимости признавать полученную компенсацию доходом и платить с этой суммы НДС. После данных Минфином разъяснений можно признать недействительным Письмо УФНС по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632.

Суммы компенсационных платежей не включаются в доходы арендодателя, а уменьшают его материальные расходы или расходы на услуги как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (признает расходом он только то, что потребил сам). Укажем еще раз, что к арендной плате эти суммы в рассматриваемом варианте отношения не имеют.

Описанный способ "безопасен" для сторон, но, как видим, требует довольно большого документооборота, что далеко не всегда приемлемо для арендодателя.

Отметим также, что при изменении в течение года тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию или превышении расходов арендатора против сумм, предусмотренных соглашением сторон, в него должны быть внесены изменения, как условие для отнесения арендатором дополнительных расходов на себестоимость и непризнания дохода арендодателем.

Коммунальные платежи заранее включаются в стоимость аренды, например пропорционально занимаемой площади или числу работников арендаторов и арендодателя

Пятый вариант - включение коммунальных платежей в арендную плату. Это доступный и законный вариант (п. 2 ст. 614 ГК РФ) - все зависит от соглашения сторон. Единственное, чего следует избегать, - размер арендной платы не может сводиться только к сумме коммунальных платежей. В силу п. 1 ст. 654 ГК РФ договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным. Поскольку арендодатель фактически не получает встречного предоставления за переданное в аренду имущество, оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездности договора аренды (п. 12 Информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66).

В рассматриваемом варианте арендная плата будет формироваться из двух частей - величина платы за пользование самим арендованным объектом может быть фиксирована, а в дополнение формируется переменная составляющая арендной платы, равная приходящейся на долю арендатора части коммунальных платежей за период. Кстати, ввиду обычных задержек в представлении счетов (счетов-фактур) снабжающими организациями можно прописать в договоре, что сумма коммунальных платежей будет включаться в арендную плату с "опозданием" на месяц - вместе с арендной платой за пользование объектом, например за март будет включаться в счет сумма коммунальных платежей за февраль.

Оговоримся, что в случае формирования арендной платы по описанной схеме ежемесячно по расчету будут получаться разные суммы, что объясняется разным объемом потребленных коммунальных услуг. Налоговые органы наверняка попытаются инкриминировать сторонам договора ежемесячное изменение арендной платы, не предусмотренное договором. Действительно, в силу п. 3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Однако эта норма неприменима в нашей ситуации - размер арендной платы остается прежним, сохраняется алгоритм ее расчета, ведь арендная плата не является в данном случае фиксированной суммой, а определяется ежемесячно расчетным путем по правилам, предусмотренным договором. Чаще чем раз в год нельзя менять именно этот алгоритм, а не саму сумму (п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66).

Арендодатель выставляет арендатору счет и счет-фактуру с указанием суммы оплаты за месяц, вся сумма целиком считается арендной платой и не расшифровывается в документах. Если это предусмотрено договором, расчет величины арендной платы за период может прилагаться отдельно. Представляется, что необходимо также ежемесячное оформление актов по выполнению договора, иначе не представляется возможным обосновать расходы арендатора. Ведь счет-фактура не является первичным документом и не подтверждает оправданность расходов (см. Письмо Минфина России от 12 июля 2005 г. N 03-04-11/154), как и счет, который представляет собой только распоряжение на оплату, но гарантирует оказание в периоде услуги по аренде. Акт подтвердит, что услуга оказана и стороны не имеют друг к другу претензий, то есть позволит говорить об оправданности расходов с точки зрения ст. 252 НК РФ. Вызывает сомнения правомерность утверждений Письма Минфина России от 5 сентября 2005 г. N 02-1-07/81 о том, что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды (лизинга) ни гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено. Если ознакомиться со ст. 11 НК РФ и ст. ст. 783 и 720 ГК РФ, становится очевидно, что ежемесячный акт по договору услуг необходим. Если арендатор сталкивается с отказом арендодателя в предоставлении этого документа, ему нужно оформить односторонний акт с отметкой об отказе арендодателя его подписать.

Обоснованные первичными документами поступления от арендатора в виде арендной платы являются доходом арендодателя и отражаются как выручка от оказания услуг (п. 5 ПБУ 9/99, ст. 249 НК РФ) или как операционные доходы в бухгалтерском учете (п. 7 ПБУ 9/99) и как внереализационные - в налоговом учете (п. 4 ст. 250 НК РФ). Статья дохода зависит от того, носят ли эти доходы систематический характер (Письмо Минфина России от 14 февраля 2002 г. N 04-02-06/2/15).

Свои затраты по коммунальным услугам арендодатель вправе отнести соответственно либо к расходам по реализации (п. 5 ПБУ 10/99, ст. 264 НК РФ), либо к операционным расходам - в бухгалтерском учете (п. 11 ПБУ 10/99) и внереализационным расходам - в налоговом учете (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). НДС, уплаченный арендодателем в составе платы снабжающим организациям, предъявляется к вычету на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ.

Арендатор в рассматриваемом варианте вносит по договору только арендную плату, которую одной суммой списывает в расходы по аренде (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), а "входной" НДС с суммы арендной платы принимает к вычету в общеустановленном порядке.

Вывод: как видим, последствия каждого из вариантов абсолютно разные. Нам представляется наиболее простым и удобным для обеих сторон последний вариант - включение коммунальных платежей в арендную плату.

Упрощенная система налогообложения

В завершение обратимся к решению аналогичной проблемы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения. Для арендатора, применяющего УСН с объектом "доходы - расходы", ситуация аналогична той, что возникает при общем налоговом режиме.

Пример. Организация арендует помещение под офис. Компенсация коммунальных услуг арендодателю предусмотрена договором аренды. В договоре записано, что арендатор оплачивает 40% расходов на электроэнергию. Расходы на воду и отопление помещения не предусмотрены договором аренды - счета выставляют арендатору, минуя арендодателя.

При признании расходов нужно иметь в виду, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, для определения налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 346.16 при определении налоговой базы по единому налогу учитываются расходы в виде арендных платежей за арендуемое имущество.

Учитывая, что договором аренды предусмотрена оплата коммунальных услуг за счет их включения в арендную плату, расходы по оплате 40% затрат на электроэнергию могут быть приняты в качестве расходов при определении налоговой базы по единому налогу на основании пп. 4 п. 1 ст. 346.16.

Вместе с тем пп. 5 п. 1 ст. 346.16 установлено, что при определении налоговой базы учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.

В этой связи расходы на оплату коммунальных услуг при применении упрощенной системы налогообложения могут быть отнесены налогоплательщиком и к материальным расходам и учтены при налогообложении (Письмо Минфина России от 12 мая 2005 г. N 03-03-02-04/1/116).

НДС, предъявленный арендодателем, такой арендатор признает в составе расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Арендатор, выбравший при применении УСН объект "доходы", разумеется, не признает уплаченные суммы расходами, уменьшающими налоговую базу по единому налогу.

Если УСН применяет арендодатель и он выбрал объект "доходы - расходы", ему следует руководствоваться нормами Письма Минфина России от 17 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/88. В связи с возникающими у налогоплательщиков проблемами во взаимоотношениях с налоговыми органами Минфин разъяснил, что затраты признаются не только в отношении производственных помещений, но также и в отношении офисных помещений, если они используются в целях основного для организации вида деятельности. Расходы по оплате коммунальных услуг могут быть признаны у арендодателя материальными расходами в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ, и могут уменьшить полученные доходы при исчислении единого налога.

С другой стороны, гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено уменьшение доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения единым налогом доходы, на сумму произведенных ими расходов. В связи с этим при сдаче в аренду складских, офисных и торговых помещений суммы арендной платы, предъявляемые арендаторам организацией, выбравшей объект "доходы", не могут уменьшаться на суммы коммунальных платежей, уплачиваемых арендаторами самостоятельно энерго- и водоснабжающим организациям.

В случае если договорами аренды предусматривается уплата коммунальных платежей арендаторами самостоятельно сверх сумм арендной платы, сумму этих платежей арендодатель должен учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу (Письмо Минфина России от 16 августа 2005 г. N 03-11-04/2/48).

Порядок распространяется и на отношения "арендатор-субарендатор", которые строятся практически по той же схеме, что и правоотношения "арендодатель-арендатор". Это подтверждается положениями Письма Минфина России от 4 августа 2005 г. N 3-03-04/2/41.

Аналогичный механизм действует, если налогоплательщик в силу обстоятельств, не являясь арендодателем, все же является агентом в отношении коммунальных услуг, а другие собственники помещений в здании - субагентами.

Минфин неоднократно обращался к трактовке проблем коммунальных платежей при применении УСН в Письмах от 2 февраля 2005 г. N 03-03-02-04/2/2, от 30 апреля 2005 г. N 03-03-02-04/1/108, от 24 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/98 и др.

Горячие новости

Коммунальные услуги и компенсации в договорах аренды: оформление и учет Аналитические материалы

  • admin
  • Январь 25, 2014
  • 3941
  • 0 Комментариев

    При аренде помещений много вопросов возникает по уплате коммунальных услуг. Здесь возможны следующие варианты: арендодатель самостоятельно уплачивает коммунальные услуги и «закладывает» их в сумму арендной платы, арендатор может самостоятельно оплачивать стоимость коммунальных услуг  или компенсировать стоимость потребленных коммунальных услуг арендодателю. Последний вариант наиболее интересен, ведь он содержит немало нераскрытых нюансов. На них и остановимся

    Прежде чем рассказать о тонкостях отношений между арендаторами и арендодателями в части возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг, напомним. что предоставление большинства из них является лицензированной деятельностью.

    Согласно ст. 9 Закона о лицензировании, обязательному лицензированию подлежат:

  • деятельность в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии (п. 6 ч. 1 ст. 9 Закона о лицензировании)
  • поставка природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому и нерегулируемому тарифу (п. 15 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании)
  • централизованное водоснабжение и водоотвод (п. 17 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании).
  • Понятно, что ни один арендодатель такого количества лицензий не будет иметь. Да и вообще, как правило, он не является поставщиком тех же электроэнергии, тепла, газа либо воды в понимании специального законодательства, регулирующего соответствующую деятельность .

    По сути, арендодатель является  потребителем данных услуг, который желает перевыставлять их стоимость для оплаты арендаторам как реальным их потребителям . Например, в соответствии с Правилами № 28, арендодатель выступает в роли основного потребителя электроэнергии, а арендатор — субпотребителя. При этом потребитель не лишен права отпускать энергию субпотребителям.

    Конечно же, в данном случае обязанность компенсировать стоимость коммунальных услуг (на основании предоставленных арендодателем счетов) должна быть прописана в договоре (отдельном договоре или договоре аренды). В таком случае арендатор обязуется возмещать арендодателю стоимость потребленных коммунальных услуг. Без указания такой обязанности автоматически он не запускается, кроме ситуации, когда арендуют жилые помещения — тогда наниматель обязан самостоятельно вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором найма (ч. 3 ст. 815 ГКУ).

    Это классическая организация взаимоотношений между арендодателями и арендаторами.

    Согласно ст.  286  ХКУ , арендная  плата  — это фиксированный платеж, который арендатор платит арендодателю вне зависимости от последствий своей хозяйственной деятельности.

    В фиксированную арендную плату по условиям договора можно включать и оплату стоимости обслуживания  помещений (их уборку, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, освещение мест общего пользования, текущий ремонт и т.п.). Это не запрещено законом. И покрывать коммунальные услуги в ее сумме — не табу.

    Однако как арендатор, так и арендодатель, обычно желают рассматривать эти суммы именно в качестве компенсационных. Ведь спрогнозировать точно (предсказать), сколько арендатор будет потреблять электроэнергии, воды и т.п. не всегда удается. Отчасти, именно поэтому данные  услуги отделяют и называют компенсационными как для арендатора, так и для арендодателя . Тем более что требовать за них другую (большую сумму) нельзя — мешает то, что стоимость электроэнергии, воды, тепла, газа, услуг по содержанию домов и сооружений регулируется государством.

    Расчет компенсаций за коммунальные услуги

    На практике  много вопросов возникает вокруг алгоритма указанного расчета.  На сегодняшний день, по крайней мере, для частных предприятий, методика расчета этих сумм вообще ничем не регламентируется, кроме договоренностей между арендодателем и арендатором. Поэтому она должна учитывать особенности именно вашего объекта и отображать согласие сторон договора касательно механизма подсчета. Разумеется, при наличии счетчиков вариант базироваться на их показателях — правильный. А если счетчиков нет?

    Интересно, что налоговики в одной из консультаций в подкатегории 110.18.02 ЕБНЗ также акцентируют внимание на методах расчета сумм компенсаций. По их мнению, «  если отсутствует возможность оборудования арендованного помещения отдельными счетчиками для учета потребленных газа, тепла, воды, электроэнергии, то стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг определяется:

  • услуг водоснабжения —  пропорционально численности работников предприятия-арендатора к общей численности работников
  • стоимость потребленной электроэнергии  — исходя из мощности электроприборов и фактического времени работы
  • стоимость  теплоснабжения — из соотношения арендованной и общей площадей».
  • В связи с этим  возникает множество вопросов, скажем, а если у арендатора 10 работников, но 100 посетителей и гостей в день (например, в кафе, магазине и т.д.)? А по приборам — как учесть продолжительность их работы (не говоря уже о том, что не каждый владелец знает, какая у них мощность)? Да и собирать данные о численности работников арендатора и изучение мощности приборов арендатора — это вообще ноу-хау.

    Может показаться, что «ноги растут» из примерного договора о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставлении коммунальных услуг арендатору, утвержденного Приказом № 1774. Однако данный договор используется касательно имущества, относящегося к государственной собственности, да еще имеет определенные отличия от требований налоговиков. А именно: «арендатор  участвует в расходах балансодержателя на выполнение указанных работ пропорционально занимаемой им площади в этом здании, если иное не вытекает из характера услуг, предоставленных балансодержателем. Кроме пропорционально занимаемой площади, договор может предусматривать и другие критерии распределения и оплаты потребленных услуг, один из которых избирается по взаимному согласию сторон, а именно: пропорционально количеству пользователей, по количеству источников электрооборудования. В случае отсутствия счетчиков по учету потребленных услуг отдельным потребителем или по другим уважительным причинам применяется критерий — пропорционально занимаемой площади»  .

    Как видите, альтернативы имеются. Так что выбирать вам, поскольку даже для государственного имущества допускается отклонение от классического алгоритма расчета, в зависимости от договоренностей сторон.

    Еще одно, на что обращают внимание контролеры: как мы отмечали выше, в договоре аренды должен быть оговорен порядок расчетов за коммунальные услуги. С этим мы согласны. Желательно это сделать, чтобы в будущем избежать споров между сторонами соглашения.

    Поэтому механизм расчета  компенсационных сумм лучше закрепить в договоре .

    Источники: biznes-prost.ru, www.rosteplo.ru, obrazec.org, as-realty.ru

    Категория: Арендные отрношения | Добавил: nalivfed (10.06.2015)
    Просмотров: 862 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2016